Типы публичных монологов. Проповедь как монолог на духовно-нравственную тему. Метатекст. Слова и фразы-переходники
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
По форме построения высказывания подразделяются на монологические и диалогические. Все публичные выступления – это монолог.
К ним относятся:
Академическая речь (вузовская лекция, научный доклад, обзор, научное сообщение, научно-популярная лекция).
Судебная речь (прокурорская, адвокатская).
Речь социально-политическая (выступления общественных деятелей на съездах; дипломатические речи; политическое обозрение и политический комментарий).
Речь социально-бытовая (юбилейная, приветственная, застольная, надгробная).
Речь духовная (официальная, церковная, проповедь).
Монологическая речь, являющаяся основой риторики, есть процесс целенаправленного сообщения, сознательного воздействия на людей посредством языка.
Цели монолога:
информирование слушателей;
пробуждение в них тех или иных чувств и эмоций;
побуждение их к определенным действиям.
Выделяются следующие виды монологической речи:
Описание – изображение состояния предмета речи посредством перечисления его частей, свойств, признаков, видов, объединяющее позиции участников общения.
Повествование – изображение предмета речи в изменении как последовательности переживаемых событий или действий, разделяющее позиции участников общения.
Рассуждение – обоснование представления говорящего о предмете посредством доводов, с которыми получатель высказывания соглашается, присоединяясь тем самым к представлению говорящего.
Монолог проповедника содержит и его личное отношение к сказанному, интерпретацию актуальных проблем и вопросов. Требование эффективности и понятности не допускает чрезмерной клишированности речи. Текст проповеди должен быть эмоционален, но в то же время сохранять черты разговорности, поскольку направлен на адресата.
По наиболее распространенному в христианской среде определению проповедь – это речь религиозного характера, произносимая священнослужителем в церкви и имеющая своей задачей поведать и разъяснить слушающим учение Иисуса Христа. Проповедь как выражение духовных истин может приобретать разные формы, но самая распространенная из них – это устная речь. В широком смысле проповедь – это и рассказ, и известие, и возглашение, и сообщение, и свидетельство, и призыв, и беседа, и поучение, и откровение.
Проповеди по степени воздействия можно подразделить на три типа:
информация (распространена в Библии);
агитация (она ставит своей целью не только поделиться со слушателями информацией, но и получить ответную реакцию в виде заинтересованности или каких-либо действий);
манипуляция (в результате индивид начинает осознавать внушенные ему интересы как свои собственные).
Метатекст – функционально-семантическая категория текста, обозначающая присутствие говорящего в тексте, имеющего цель передачи авторского отношения к языковому коду своего высказывания (речевого произведения).
Метатекст по Вежбицке – это двухголосый текст, двутекст, возникающий в сознании слушающего, высказывание о самом высказывании, нити, сшивающие текст в тесно спаянное целое, но являющиеся «инородным телом».
Имитация диалога – один из интереснейших способов образования раздвоения точек зрения, применяемый в публицистике. Такие фразы, как Меня спрашивают..., От меня требуют ответа..., Вы спросите меня... внешне воспринимаются как «вопрос от автора, то есть «диалог с самим собой». На самом же деле автор, как бы предвидя, какое положение может быть неясным адресату, ставит вопрос к этой менее определенной для слушателя части, направляя тем самым его внимание в нужное русло. Вопросно-ответные единства становятся средством «оживления» монологического текста. Ответы позволяют автору наиболее ярко преподнести аргументы своей позиции.
Слова и фразы-переходники по своему эмоциональному воздействию заметно различаются между собой:
«Отрицающие», которые ослабляют, уничтожают ту информацию, которую вы хотите опровергнуть. Пр: но; и все же; тем не менее; и все же следует признать (сказать), что.
«Подтверждающие», усиливающие, нагнетающие информацию. Они используются в том случае, когда необходимо усилить ваши доводы, призывы, подаваемые факты. Пр: к тому же (еще); при этом еще и; надо добавить также, что; это подтверждается еще и тем, что.
«Побуждающие», которые служат для привлечения внимания слушателей, поскольку содержат прямой призыв к ним. Пр: а теперь давайте вместе подумаем (проанализируем, задумаемся, подсчитаем, представим себе).
«Риторический вопрос». Пр: а как вы думаете?; а задумывались ли вы над вопросом?; и как вы оцениваете тот факт, что..?
«Нейтральные», чисто технические переходники, которыми чаще всего являются просто вводные слова или предложения. Пр: оказывается; а знаете; и вот; интересно, что.