... > Речевая коммуникация > Типы публичных монологов....

Типы публичных монологов. Проповедь как монолог на духовно-нравственную тему. Метатекст. Слова и фразы-переходники

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Монологическая речь Цели монолога Монолог проповедника Метатекст Имитация диалога
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

По форме построения высказывания подразделяются на монологические и диалогические. Все публичные выступления – это монолог.

К ним относятся:

  1. Академическая речь (вузовская лекция, научный доклад, обзор, научное сообщение, научно-популярная лекция).

  2. Судебная речь (прокурорская, адвокатская).

  3. Речь социально-политическая (выступления общественных деятелей на съездах; дипломатические речи; политическое обозрение и политический комментарий).

  4. Речь социально-бытовая (юбилейная, приветственная, застольная, надгробная).

  5. Речь духовная (официальная, церковная, проповедь).

Монологическая речь, являющаяся основой риторики, есть процесс целенаправленного сообщения, сознательного воздействия на людей посредством языка.

Цели монолога:

  • информирование слушателей;

  • пробуждение в них тех или иных чувств и эмоций;

  • побуждение их к определенным действиям. 

Выделяются следующие виды монологической речи:

  1. Описание – изображение состояния предмета речи посредством перечисления его частей, свойств, признаков, видов, объединяющее позиции участников общения.

  2. Повествование – изображение предмета речи в изменении как последовательности переживаемых событий или действий, разделяющее позиции участников общения.

  3. Рассуждение – обоснование представления говорящего о предмете посредством доводов, с которыми получатель высказывания соглашается, присоединяясь тем самым к представлению говорящего.

Монолог проповедника содержит и его личное отношение к сказанному, интерпретацию актуальных проблем и вопросов. Требование эффективности и понятности не допускает чрезмерной клишированности речи. Текст проповеди должен быть эмоционален, но в то же время сохранять черты разговорности, поскольку направлен на адресата.

По наиболее распространенному в христианской среде определению проповедь – это речь религиозного характера, произносимая священнослужителем в церкви и имеющая своей задачей поведать и разъяснить слушающим учение Иисуса Христа. Проповедь как выражение духовных истин может приобретать разные формы, но самая распространенная из них – это устная речь. В широком смысле проповедь – это и рассказ, и известие, и возглашение, и сообщение, и свидетельство, и призыв, и беседа, и поучение, и откровение.

Проповеди по степени воздействия можно подразделить на три типа:

  • информация (распространена в Библии);

  • агитация (она ставит своей целью не только поделиться со слушателями информацией, но и получить ответную реакцию в виде заинтересованности или каких-либо действий);

  • манипуляция (в результате индивид начинает осознавать внушенные ему интересы как свои собственные).

Метатекст – функционально-семантическая категория текста, обозначающая присутствие говорящего в тексте, имеющего цель передачи авторского отношения к языковому коду своего высказывания (речевого произведения).

Метатекст по Вежбицке – это двухголосый текст, двутекст, возникающий в сознании слушающего, высказывание о самом высказывании, нити, сшивающие текст в тесно спаянное целое, но являющиеся «инородным телом».

Имитация диалога – один из интереснейших способов образования раздвоения точек зрения, применяемый в публицистике. Такие фразы, как Меня спрашивают..., От меня требуют ответа..., Вы спросите меня... внешне воспринимаются как «вопрос от автора, то есть «диалог с самим собой». На самом же деле автор, как бы предвидя, какое положение может быть неясным адресату, ставит вопрос к этой менее определенной для слушателя части, направляя тем самым его внимание в нужное русло. Вопросно-ответные единства становятся средством «оживления» монологического текста. Ответы позволяют автору наиболее ярко преподнести аргументы своей позиции.

Слова и фразы-переходники по своему эмоциональному воздействию заметно различаются между собой:

  • «Отрицающие», которые ослабляют, уничтожают ту информацию, которую вы хотите опровергнуть. Пр: но; и все же; тем не менее; и все же следует признать (сказать), что.

  • «Подтверждающие», усиливающие, нагнетающие информацию. Они используются в том случае, когда необходимо усилить ваши доводы, призывы, подаваемые факты. Пр: к тому же (еще); при этом еще и; надо добавить также, что; это подтверждается еще и тем, что.

  • «Побуждающие», которые служат для привлечения внимания слушателей, поскольку содержат прямой призыв к ним. Пр: а теперь давайте вместе подумаем (проанализируем, задумаемся, подсчитаем, представим себе).

  • «Риторический вопрос». Пр: а как вы думаете?; а задумывались ли вы над вопросом?; и как вы оцениваете тот факт, что..?

  • «Нейтральные», чисто технические переходники, которыми чаще всего являются просто вводные слова или предложения. Пр: оказывается; а знаете; и вот; интересно, что.

Яндекс Практикум

Полезные ссылки:

zaka-zaka

Покупай игры выгодно

РЕКЛАМА, ООО «ГЕЙБСТОР» ИНН: 7842136365

zaochnik

Срочная помощь в написании всех видов работ

РЕКЛАМА, ООО «ЗАОЧНИК.КОМ.» ИНН: 7710949967

skyeng

Лучшие из курсов английского в Skyeng

РЕКЛАМА, ОАНО ДПО «СКАЕНГ» ИНН: 9709022748