... > Речевая коммуникация > Типы речевого поведения...

Типы речевого поведения говорящего. Социальные факторы, влияющие на речевое поведение человека

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Речевое поведение человека типы речевого поведения Виды речевого поведения Факторы, влияющие на речевое поведение
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Речевое поведение человека – сложное явление, связанное с особенностями его воспитания, местом рождения и обучения, со средой, в которой он привычно общается со всеми свойственными ему как личности и как представителю социальной группы, а также и национальной общности особенностями.

Речевое поведение – проявление поведения в словесной форме, состоящее из: фраз, интонаций, внутреннего подтекста. Речевое поведение человека в целом служит индикатором его общей эрудиции, особенностей интеллекта, мотивации поведения и эмоционального состояния.

Виды речевого поведения:

  • позитивное речевое поведение – вежливая беседа, душевный разговор, конструктивная дискуссия;

  • негативное речевое поведение – хныканье, ворчание, надоедание с просьбами, угрозы, дурачества, провокации на ссору.

В соответствии с решаемыми задачами выделяются следующие типы речевого поведения:

  • обращение и привлечение внимания;

  • приветствие;

  • знакомство;

  • приглашение, просьба, совет, предложение и приказ;

  • согласие и несогласие;

  • извинение;

  • комплимент, одобрение; или неодобрение и упрек;

  • поздравление;

  • благодарность;

  • прощание.

Коммуникативная роль говорящих и слушающих, манера их речевого поведения зависят от того, что выходит на первый план в сообщении – информация или контакт. Функционально можно выделить два основных вида речевого поведения говорящих и слушающих:

  • фатическое речевое поведение (общение);

  • информативное речевое поведение (сообщение).

Общая ситуативно-целевая задача фатического речевого поведения (иногда его называют ассоциативным способом общения) – говорить, чтобы высказаться и встретить понимание. Обычно это обмен репликами, содержание которых ассоциативно связано друг с другом. Фатическая речь, это обмен мнениями и чувствами, нелогичный, но достаточно искренний. Оба собеседника имеют равные права, они не стремятся прийти к единой точке зрения, решить какую-то проблему. Поэтому не особенно соразмеряют и контролируют сказанное, не очень стараются подбирать «уместные» слова и фразы, сравнительно мало перебивают друг друга.

Информативное речевое поведение в межличностном взаимодействии проявляется несколькими способами:

  1. Совместное решение задачи: речевые высказывания направлены на достижение общей точки зрения. Этот способ общения предполагает наличие общей цели, и это заметно ограничивает тематику. Набор адекватных для данного способа правил ведения разговора также ограничен: каждое высказывание тщательно взвешивается, каждое слово достаточно строго подбирается и оценивается, нарушение правил, непонимание со стороны собеседника или отказ могут привести к смене способа общения. Допускаются повторения и уточнения. Решение вырабатывается совместно при обоюдном согласии собеседников.

  2. Постановка вопросов, при котором один из собеседников – задающий вопросы – заинтересован в получении определенной информации. Его право задавать вопросы может определяться социальной ролью либо соглашением о цели что-то узнать. Право спрашиваемого – уклониться от ответа, задать встречный вопрос, обсудить заданный вопрос. Обычно спрашивающий получает частичные ответы. Тема общения не всегда четко определена.

  3. Уточнение понимания. Данный способ несколько напоминает решение задач (наличием цели, ограничением ассоциативных реплик), при этом как бы решается задача о причинах непонимания. Сходство с постановкой вопросов – в попытке выяснить путем переспросов, в чем состоит неправильное понимание, какие правила нарушены.

Плодотворное взаимодействие возможно при согласованном принятии обоими собеседниками одного и того же способа общения. Если это не удается сразу, то выбирается приемлемый вариант общения или разговор прерывается по инициативе любого из партнеров.

Факторы, влияющие на речевое поведение. Совокупность многих причин и факторов, влияющих на речевое поведение, называется речевой ситуацией. Основными компонентами ее являются внешние и внутренние условия общения, участники общения, их отношения.

Общую схему речевой ситуации можно представить следующим образом.

Официальная обстановка предполагает особую юридическую значимость делового общения. Это обусловлено тем, что конкретные люди – физические лица – не только представляют интересы юридических лиц (фирм, предприятий), но и выступают от имени юридических лиц на деловых переговорах, в процессе деловых встреч.

В неофициальной обстановке проходят презентации, юбилеи, деловые встречи за стенами учреждения или офиса, например, в ресторане, дома, повседневное общение в трудовом коллективе. В такой обстановке собеседники чувствуют себя гораздо свободнее в выборе речевых средств, нежели в официальной. Это значит, что говорящие руководствуются теми же правилами и нормами речевого поведения, что и в повседневной жизни:

  • выбирается Ты- или Вы-общение в зависимости от степени знакомства, возраста и положения собеседника;

  • используются слова приветствия и прощания;

  • использование этикетных формул может быть сведено к минимуму.

Фактор адресата в деловом общении не менее важен, чем условия общения. Адресат – человек, к которому обращена (адресована) речь. От того, в какие ролевые и коммуникативные отношения вступает с ним говорящий или пишущий (адресант), будет зависеть коммуникативная тактика и выбор этикетных средств.