Виды диалогов. Пути к согласию в диалоге
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Диалог – форма устной речевой коммуникации представляет собой общение двух субъектов посредством языка; процесс взаимного общения, когда реплика сменяется ответной фразой. Условия возникновения диалога: разрыв в знаниях, т.е. партнеры сообщают друг другу разную (новую) информацию; потребность в общении; наличие общей памяти собеседников; общие языковые знания (говорят на одном языке и т.д.).
Виды диалога:
бытовой разговор;
деловая беседа – акт прямой взаимной коммуникации в официально-деловой сфере, осуществляемый посредством слов и невербальных средств (мимики, жестов, манеры поведения);
собеседование – специально организованная беседа, устраиваемая с целью выявления подготовленности лица к определенному виду деятельности;
интервью – предназначенная для печати беседа журналиста с кем-либо;
переговоры – процесс целенаправленного и ориентированного на достижение определенных результатов делового общения в форме диалога.
Бытовой разговор характеризуется следующими признаками:
незапланированность;
большое разнообразие обсуждаемых тем (личные, социальные, политические) и используемых языковых средств;
частые отклонения от темы, перескакивание с одной темы на другую;
самопрезентация личности;
разговорный стиль речи.
Деловая беседа характеризуется следующими признаками:
дифференцированный подход к предмету обсуждения с учетом коммуникативной цели партнеров в виде понятного и убедительного изложения мнения;
быстрота реагирования на высказывание партнеров, способствующая достижению поставленной цели;
критическая оценка мнений, предложений, а также возражений партнеров;
аналитический подход к учету и оценке субъективных и объективных факторов проблемы в комплексе;
ощущение собственной значимости и повышение компетентности партнеров в результате критического разбора других точек зрения по данной проблеме;
ощущение сопричастности и ответственности в решении затронутой в беседе проблемы.
Структура переговоров:
Введение в проблематику.
Характеристика проблемы и предложения о ходе переговоров.
Изложение позиции.
Ведение диалога.
Решение проблемы.
Завершение.
Есть достижение победы (подавление партнера), а есть достижение согласия (нужно не побеждать, а договариваться).
Методы достижения согласия:
Личность: делайте разграничение между участниками переговоров и обсуждаемыми проблемами. Например, если нам не нравится собеседник, возникает неприязнь и к предмету общения. Тогда все, что он говорит, воспринимается нами настороженно или даже отрицательно.
Интересы: сосредоточьтесь на интересах, а не на позициях. В ходе диалога мы должны помнить о том, что преследуемые нами интересы определяют наше поведение в споре. Для того чтобы принять или изменить позицию собеседника, важно понять его истинные интересы.
Варианты: прежде чем решить, что делать, выделите круг возможностей. При этом важно помнить о существовании обстоятельств, препятствующих созданию изобилия вариантов:
преждевременный критический настрой;
поиск единственного ответа;
убежденность в невозможности «увеличить пирог»;
мнение, что «решение их проблем – их проблема». Если вы хотите достичь договоренности, вы должны предложить такое решение, которое бы отвечало интересам другой стороны.
Критерии: настаивайте на использовании объективных критериев.
Примеры объективных критериев:
законы, инструкции, правила, профессиональные нормы;
общие подходы, общие ценности, моральные принципы;
обычаи, традиции, уважаемые обеими сторонами;
экспертные оценки;
прецеденты;
цены.