... > Региональные конфликты > Миротворческая деятельность международных,...

Миротворческая деятельность международных, региональных межправительственных организаций

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Региональные межправительственные организации
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Региональные межправительственные организации — это объединения государств, находящихся в пределах одного региона, созданные на основе международного соглашения (учредительный акт), имеющие постоянные органы для достижения общих целей в рамках регионального сотрудничества.

ОБСЕ

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) является самой крупной в мире региональной организацией по безопасности, насчитывая в своих членах 57 государств-участников, опоясывающих планету от Ванкувера до Владивостока и еще дополнительно 11 государств-партнеров.

Миссии

  • Наблюдательные миссии (или представители) и миссии по сбору фактов: Косово, Саняк и Воеводина (1992–1993 гг.), Скопье (1992 г.), Грузия (с 1992 г.), Эстония (1993 г.), Латвия (1993 г.), Молдова (с 1993 г.), Таджикистан (1993 г.), РФ/Чечня (1996, 1999–2000 гг.).

  • Операция по поддержанию мира в Нагорном Карабахе (1993 г., не удалось развернуть).

  • Организация выборов в Боснии и Герцеговине (до 30 локальных миссий в 1995–1996 гг.).

  • Мониторинг выработки многосторонних мирных соглашений в Таджикистане (1997 г.).

  • Мониторинг, позже постконфликтное урегулирование в Союзной Республике Югославия, в частности в Косово (с 1999 г.).

  • Мониторинг конфликта на территории Македонии (2001 г.).

  • Многочисленные специальные представительства и миссии ОБСЕ в Центральной Азии (1992–н/вр).

  • Специальная мониторинговая миссия (СММ) ОБСЕ в Украине (с марта 2014 г.).

  • Мониторинговая миссия ОБСЕ на российско-украинской границе на пропускных пунктах «Донецк» и «Гуково» (с июля 2014 г.).

Основное: бывшие страны Югославии.

Особенности

  • Акцент на политической и гуманитарной, а не военной стороне операций. Принципиальный отказ от принудительных действий («мягкое миротворчество»).

  • Подчеркнутая равноудаленность от сторон конфликта и использование персонала из стран, отдаленных от очага конфликта.

  • Деятельность ОБСЕ в конфликтных регионах служит связующим звеном между действиями военных под флагами ООН или НАТО, с одной стороны, и работой гуманитарных организаций типа Международного Красного Креста — с другой.

НАТО

НАТО, Организация Североатлантического договора, Североатлантический алья́нс — военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, Соединённые Штаты Америки и Канаду.

Организация Североатлантического договора (НАТО) существует с 1949 г. и является основным военно-политическим союзом западных стран, призванным обеспечить военную оборону территории стран-членов.

Однако с середины 1990-х годов НАТО ставит перед собой не только цели, характерные для организации коллективной обороны, но и присущие скорее организациям коллективной безопасности задачи в сфере:

  • конфликтного урегулирования;

  • борьбы с терроризмом;

  • морским пиратством;

  • задачи по содействию в реформировании сектора безопасности стран-членов, особенно новых участников альянса.

Важно: НАТО существует с 1940-х, однако первая боевая операция прошла в 1995 году в Боснии.

Особенности

  • НАТО не сразу, но постепенно признало возможность собственных военных операций по политическим решениям других организаций — ОБСЕ и ООН. Крупнейшие операции НАТО (Босния, Косово, Афганистан) были проведены по мандатам ООН и в формате координации со стороны НАТО более широких международных коалиций (в Афганистане — 51 страна).

  • Альянс допускает проведение силовых военных операций с элементами принудительных действий в отсутствие мандата СБ ООН (что является нарушением Устава ООН), хотя и называет такие случаи (бомбардировки СРЮ) исключением, а не правилом.

  • НАТО в меньшей мере, чем Евросоюз, готово к проведению гибридных операций с другими региональными организациями (например, с Африканским союзом, ЭКОВАС), хотя со временем сложилась практика передачи ответственности в зоне проведенных операций от НАТО к ЕС.

  • Альянс не ведет в конфликтных регионах, в отличие от ООН, ОБСЕ и ЕС, политической деятельности по посредничеству, организации переговоров, постконфликтному налаживанию политического процесса, оставляя эти функции другим международным организациям.

  • В деятельности в конфликтах (а также по борьбе с терроризмом, пиратством) НАТО нашло новое оправдание своего функционального предназначения, однако такая деятельность все равно остается вторичной по отношению к базовой функции развития военной машины для решения наступательных и оборонительных задач традиционного военного характера.

Африканский Союз (АС)

Африканский союз — международная межправительственная организация, объединяющая 55 государств Африки, правопреемник Организации африканского единства. Основана 9 июля 2002 года.

Органом, уполномоченным выполнять задачи по поддержанию мира, является Совет мира и безопасности (СМБ). Помимо прочего, он может налагать санкции на государства-участников и разрешать проведение миссий по поддержанию мира (по итоговому решению Конференции). Он состоит из пятнадцати государств-членов, представляющих пять областей континента: Центральная Африка, Северная Африка, Южная Африка, а также Западная и Восточная Африка. Десять членов избираются на двухлетний срок, а оставшиеся пять избираются на три года, что обеспечивает некоторую преемственность. Члены Совета собираются два раза в месяц на уровне постоянных представителей и один раз в год на уровне глав государств и правительств.

С 2004 года Совет мира и безопасности вмешался во множество кризисных ситуаций, в частности в Бурунди, на Коморских островах, в Сомали, в Демократической Республике Конго, в Дарфуре и в Кот-д’Ивуаре.

Миссия Африканского Союза в Бурунди (АМВБ), развернутая с апреля 2003 года по май 2004 года для контроля за осуществлением Арушских мирных соглашений октября 2002 года, стала первой операцией Африканского союза по поддержанию мира. Миссия насчитывала до 3300 солдат и наблюдателей, ей руководила Южноафриканская Республика, а в состав входил в основном контингент из Эфиопии и Мозамбика. АМВБ получила мандат следить за осуществлением Арушских соглашений; поддерживать инициативы по разоружению, демобилизации и реинтеграции в общество комбатантов (РДР); создать благоприятные условия для присутствия миротворческой миссии ООН и способствовать политической и экономической стабилизации в Бурунди. Солдаты АМВБ имели право использовать силу только в качестве самообороны, чтобы обеспечить свободное передвижение войск и оборудования, а также чтобы защитить гражданское население в случае неминуемой угрозы. Эта миссия относится ко второму поколению миротворческих миссий, объединяющих традиционные задачи по контролю за прекращением огня и комплексные задачи, такие как разоружение, демобилизация и реинтеграция.

После гражданской войны в Сомали в январе 2007 года АС создает АМИСОМ, миротворческую миссию, санкционированную Советом Безопасности ООН резолюцией 1744. Целью миссии было оказать поддержку сомалийским силам в процессе национального примирения и создать благоприятные условия для развертывания миротворческой миссии ООН. До этого этапа дело не дошло, и мандат АМИСОМ в Сомали был продлен в последний раз в марте 2013 года Советом Безопасности ООН до 28 февраля 2014 года. Обновленный мандат АМИСОМ предусматривает теперь, в частности, защиту сомалийских властей и других участников мирного процесса и национального примирения, но не предполагает использование силы для защиты гражданских лиц. В соответствии с резолюцией 2036 Совета Безопасности (февраль 2012) АМИСОМ разрешено развертывать вплоть до 17 731 солдата, в основном из контингентов Уганды, Бурунди, Джибути и Кении.

Африканский союз также принимает участие в операциях в Дарфуре вместе с ООН в рамках ЮНАМИД с санкции Совета Безопасности, данной в июле 2007 года в резолюции 1769. Основной задачей ЮНАМИД является защита гражданских лиц, но также миссия уполномочена обеспечивать безопасность снабжения гуманитарной помощью, следить за осуществлением мирных соглашений, способствовать открытому политическому процессу, поощрению прав человека и верховенству права и следить за ситуацией вдоль границ с Чадом и Центральноафриканской Республикой (ЦАР), а также готовить об этом доклады. Настоящий мандат ЮНАМИД был возобновлен до августа 2014 года резолюцией 2123 Совета Безопасности (июль 2013). 30 июня 2013 года миссия насчитывала 14 474 солдата, 336 военных наблюдателя и 4893 полицейских. Около 22 африканских стран дали солдат для этой миссии, в основном ЮАР, Буркина-Фасо и Бурунди. Эта миссия явно относится к третьему поколению миротворческих операций, называемых «комплексными операциями».

Для обеспечения быстрого развертывания военных сил и оперативности принятия решений Африканский союз, следуя ооновской модели, создал Континентальную систему раннего предупреждения (КСРП), позволяющей прогнозировать и предотвращать конфликты благодаря сбору данных и информации.

КСРП была задумана для развертывания в рамках шести сценариев:

  • военная помощь политической миссии;

  • миссия наблюдателей, развертываемая совместно с миссией ООН;

  • миссия наблюдателей без поддержки ООН;

  • развертывание миротворческих сил (глава VI) и миссий для предупреждения опасных ситуаций;

  • миротворческие силы для комплексных и многопрофильных миссий (гуманитарная помощь, разоружение, управление);

  • чрезвычайное вмешательство, например, в случае геноцида, когда международное сообщество реагирует недостаточно оперативно.

Африканские резервные силы (АРС) по примеру Системы резервных соглашений ООН (ЮНСАС). АРС опирается на пять региональных бригад, в состав которых входят военные, гражданские лица и полиция: З

  • Западная бригада, созданная в рамках Экономического сообщества западноафриканских государств (ЭКОВАС).

  • Центральная бригада, созданная в рамках Экономического сообщества центральноафриканских государств (ЭСЦАГ).

  • Южная бригада, созданная в рамках Сообщества по вопросам развития юга Африки (САДК).

  • Восточная бригада, подчиняющаяся Межправительственному органу по вопросам развития (МОВР) и Северная бригада, под контролем Регионального потенциала для Северной Африки.

Создание таких Сил быстрого реагирования, которое изначально было запланировано на 2010 год, было отодвинуто, так как АС полностью зависит от внешней финансовой и материально-технической помощи. Предполагается, что они будут введены в действие к 2015 году.

ОДКБ

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), реже «Ташкентский пакт», «Ташкентский договор» — региональная международная организация[6], провозглашаемыми целями деятельности которой являются «укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых государства-члены отдают политическим средствам».

Миссия ОДКБ в Казахстане:

Пятого января президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев провел заседание Совета Безопасности, на котором заявил, что в республику проникли международные террористические банды и что их действия «можно рассматривать и нужно рассматривать как акт агрессии».

По этой причине глава Казахстана принял решение обратиться за помощью в ОДКБ.

«Полагаясь на Договор о коллективной безопасности, я сегодня обратился к главам ОДКБ оказать помощь Казахстану в преодолении этой террористической угрозы. На самом деле это уже не угроза, а подрыв территориальной целостности», - заявил Токаев на заседании.

Лидеры стран ОДКБ оперативно отреагировали на обращение президента Казахстана и на ситуацию в стране.

Уже 6 января стало известно, что для стабилизации обстановки в Казахстане направят миротворцев ОДКБ. Премьер Армении, действующий председатель Совета коллективной безопасности ОДКБ Никол Пашинян заявил, что контингент ОДКБ будет введен на территорию Казахстана на ограниченный период времени.