Устав ООН и международное вооружённое вмешательство
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Кратко об ООН
Организация Объединённых Наций — это крупнейшая международная межгосударственная организация, созданная в 1945 году представителями 51 страны для поддержания и укрепления международного мира и обеспечения коллективной безопасности, развития международного сотрудничества и содействия глобальному социально-экономическому прогрессу.
В настоящее время членами Организации являются 193 государства.
ООН представляет собой глобальный форум, который позволяет государствам высказывать свою точку зрения по широкому ряду вопросов, а также обеспечивает коллективный механизм урегулирования международных конфликтов, споров или проблем, и коллективные средства для решения наиболее важных вопросов, стоящих перед человечеством.
Главные органы
Генеральная Ассамблея ООН — главный совещательный, директивный и представительный орган Организации, в который входят все её члены.
Совет Безопасности ООН несёт главную ответственность за поддержание мира и безопасности.
Экономический и Социальный Совет ООН — главный орган, отвечающий за координацию экономической и социальной деятельности Организации и учреждений, входящих в систему ООН.
Совет по Опеке ООН осуществляет надзор за управлением подопечными территориями — бывшими колониями или зависимыми территориями, — которые были включены в международную систему опеки.
Международный Суд ООН — главный судебный орган Организации.
Секретариат ООН представляет собой коллектив международных сотрудников, которые работают в Центральных учреждениях ООН в Нью-Йорке, а также в её отделениях.
Множество программ, вспомогательных органов и подразделений, и специализированные учреждения, которые координируют свою работу с ООН, являясь при этом отдельными, самостоятельными организациями.
Официальными языками ООН являются английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский языки.
Цели и деятельность ООН
ООН является организацией независимых государств, которые добровольно вступают в Организацию, принимая на себя обязательства, содержащиеся в Уставе ООН, представляющем собой международный договор, отражающий основные принципы международных отношений.
Все страны, подписавшие Устав, обязаны соблюдать его статьи; кроме того, их обязательства по Уставу ООН превалируют над всеми другими обязательствами, вытекающими из других международных договоров.
При этом Устав ООН ни в коей мере не даёт Организации права вмешиваться в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства.
Устав ООН был подписан 26 июня 1945 года в Сан-Франциско по завершении Конференции ООН по международной организации, и вступил в силу 24 октября 1945 года, после того, как был ратифицирован постоянными членами Совета Безопасности ООН и большинством других государств, подписавших Устав.
Устав ООН
Состоит из Преамбулы, 19 глав и 111 статей.
Согласно Уставу, ООН преследует четыре основных цели:
Поддержание международного мира и безопасности.
Развитие дружественных отношений между странами.
Сотрудничество в разрешении международных проблем и в обеспечении уважения прав человека.
Согласование действий разных стран.
Основные направления деятельности ООН
Мир и безопасность.
Экономическое развитие.
Социальное развитие.
Права человека.
Окружающая среда.
Международное право.
Гуманитарные вопросы.
Здравоохранение.
Принципы, закреплённые в Уставе ООН:
неприменения силы и угрозы силой;
разрешения международных споров мирными средствами
невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств;
обязанности государств сотрудничать друг с другом;
равноправия и самоопределения народов;
суверенного равенства государств;
добросовестного выполнения обязательств по международному праву;
нерушимости государственных границ;
территориальной целостности государств;
уважения прав человека и основных свобод.
Сфера деятельности ООН охватывает весь мир, а её всеобъемлющий мандат предусматривает удовлетворение социальных, экономических и чрезвычайных потребностей. Организация не представляет чьи-либо национальные или коммерческие интересы. В выработке наиболее важных стратегических решений ООН участвуют все страны. Выполнение решений, принимаемых ООН, зависит от политической воли её членов, а для финансирования деятельности Организации государства-члены вносят соответствующие взносы. В целом, благодаря усилиям ООН государствами заключено множество многосторонних соглашений, конвенций, договоров и норм, которые делают мир более безопасным и благополучным для жизни. Разработка этого всеобъемлющего свода норм международного права, включая стандарты в области прав человека, является наиболее крупным достижением Организации.
Международное вооруженное вмешательство
Международное вооруженное вмешательство – угроза применения или применение вооруженной силы одним участником МО против другого для достижения военных и политических целей.
В последние годы все более актуальным инструментом в сфере международной безопасности становится международное вооруженное вмешательство. Речь идет об угрозе применения или о применении вооруженной силы одним государством или коалицией государств против других государств или негосударственных действующих лиц на их территории для достижения определенных военных и политических целей.
Вмешательство запрещено Уставом ООН (ст. 2.7), которая сделала этот принцип основой международных отношений. Охраняя независимость более слабых государств, принцип невмешательства стремится оградить их от вмешательства и давления сильнейших.
Глава VI Устава ООН «Мирное разрешение споров» предусматривает международное посредничество для урегулирования споров, как правило, без применения силы и с согласия конфликтующих сторон.
В свою очередь глава VII Устава «Действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии» допускает применение силы без согласия правительства, к которому она применяется. Ключевым условием международного вооруженного вмешательства является получение санкции на это со стороны Совета Безопасности ООН. В годы холодной войны имело место лишь одно формально легитимное международное вооруженное вмешательство — операция в начале 1950-х годов под флагом ООН на Корейском полуострове. Решение Совета Безопасности ООН на этот счет было принято в отсутствие представителя СССР. В других случаях СБ ООН не удавалось достичь подобного консенсуса. Но ситуация начала меняться после окончания холодной войны.
Решение СБ ООН о проведении операции международного вооруженного вмешательства было принято в 1991 г., которая имела целью пресечение агрессии Ирака против Кувейта. Последующие аналогичные решения принимались в связи с «угрозой миру и международной безопасности» в Камбодже, Восточном Тиморе, Сомали, Руанде, Боснии и Герцеговине, в Афганистане и в ряде других случаев. Причиной таких вмешательств все чаще становилось не только внешнеполитическое поведение государств (как это было в случае агрессии Ирака против Кувейта), но и внутриполитические ситуации, угрожающие крупномасштабными гуманитарными катастрофами (например, в Сомали). Эффективность подобных операций была различной.
Надо отметить, что решение о применении военной силы России против Грузии в августе 2008 г. было принято по двум основаниям — юридически как отражение агрессии против российских мирных граждан и членов миротворческой миссии в Южной Осетии, а также как гуманитарное принуждение Грузии к миру и защита мирного населения Цхинвали. Однако решения СБ ООН, санкционировавшего именно международное вооруженное вмешательство, не принималось.
Гуманитарная интервенция — использование государством или группой государств вооруженных сил против другого суверенного государства. Нет международного признанного определения гуманитарной интервенции и вокруг самого термина существует немало споров, однако, сторонники применения этого определения и практики неотъемлемыми чертами полагают следующие характеристики:
возможность и право вмешательства международного сообщества в лице международных организаций или коалиций в дела государств, где нарушение права человека переходит «допустимые границы»;
примат прав человека и демократических свобод над государственным суверенитетом.
Значимыми исключениями стали случаи, когда США и их союзники единолично, в обход Совета Безопасности ООН, принимали решения о вооруженной интервенции против Союзной Республики Югославии в 1999 г. и против Ирака в 2003 г. Они были приняты в нарушение Устава ООН, предусматривающего согласие большинства из 15 членов Совета Безопасности, при условии, что ни один из его постоянных членов не голосует против такой резолюции.
Россия в обоих случаях, а во втором случае вместе с Францией, определенно заявляла, что в случае постановки таких резолюций она применит право вето. Такие действия Соединенных Штатов и их союзников существенно поколебали основы международного права, усилили конфронтационность между рядом ведущих мировых держав, дополнительно породили подозрительность относительно своекорыстных целей участников коалиций, осуществлявших международное вооруженное вмешательство, да и в целом к феномену таких вмешательств.
Новое обращение к инструменту международного вооруженного вмешательства имело место в результате начала гражданской войны в Ливии, в ходе которой правящий режим Каддафи использовал авиацию и тяжелые вооружения против повстанцев и мирного населения страны. Резолюция Совета Безопасности ООН 1973 г. призвала членов Организации предпринять все необходимые меры для установления бесполетной зоны в воздушном пространстве Ливии и разрешала наносить удары по вооруженным силам Каддафи, угрожающим мирному населению. Резолюция исключала проведение наземной операции. 19 марта ВВС Франции, Великобритании и Соединенных Штатов нанесли удары по объектам противовоздушной обороны Ливии и по войскам Каддафи, наступавшим на оплот восставших — город Бенгази.
За принятие резолюции голосовали 10 постоянных и непостоянных членов Совета Безопасности, пять государств — Бразилия, Германия, Индия, Китай, Россия — воздержались. Существенным фактом было и то, что за проведение такой операции выступила Лига арабских государств и значительное число членов Африканского союза.
Международное вооруженное вмешательство имеет свои преимущества и недостатки. В случае консенсуса большинства мирового сообщества жертвы агрессии и крупномасштабных нарушений прав человека (например, геноцида) получают надежду на практическую международную защиту, а инициаторы подобных действий — серьезные предостережения против подобного поведения. Правда, такие последствия не грозят крупным в военном отношении державам, особенно располагающим ядерным оружием. Операции международного вмешательства неизбежно влекут за собой определенный «сопутствующий ущерб» среди мирного населения, которое они призваны защитить. Сохраняются и подозрения, что участники коалиций могут преследовать при проведении таких операций не только заявленные благородные цели, но и собственные своекорыстные интересы.
Можно предположить, что феномен международного вооруженного вмешательства становится одним из инструментов обеспечения международной безопасности. Инструментом обоюдоострым, а потому требующим крайне осторожного применения.