Виды международного вооруженного вмешательства. Международно-правовые основания для вооруженного вмешательства
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Международное вооруженное вмешательство – угроза применения или применение вооруженной силы одним участником МО против другого для достижения военных и политических целей.
Преимущества
жертвы агрессии и геноцида получают практическую международную защиту;
инициаторы агрессии и геноцида получают предостережение против подобного поведения.
Недостатки
сопутствующий «ущерб» среди мирного населения;
участники могут преследовать не только заявленные благие цели, но и собственные интересы.
Виды международного вооруженного вмешательства
принудительные действия международного сообщества для коллективного пресечения агрессии или действий, угрожающих международному миру и безопасности (пример — операции по мандату ООН для пресечения агрессии Ирака в отношении Кувейта, а также по ликвидации режима талибов в Афганистане);
вмешательство мирового сообщества во внутренние дела одного или нескольких государств для предотвращения гуманитарной катастроф;
легитимное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого на основании межгосударственных договоров и соглашений с целью содействия в разрешении немеждународных конфликтов (если же имеет место международный конфликт, в котором получающее помощь государство выступает одной из сторон, речь идет уже о военном союзе или блоке).
Единственная законная возможность вмешательства во внутренние дела государств, признанная международным правом, с некоторыми ограничениями предусмотрена в Главе VII Устава ООН. Это право принадлежит Совету Безопасности, когда поведение какого-либо государства представляет собой угрозу международному миру и безопасности. СБ может в таком случае предпринимать всевозможные меры, включая дипломатические, экономические и прочие санкции. Чтобы добиться прекращения угрозы, исходящей от данной страны, СБ имеет право применить силу и принять решение о международном вооруженном вмешательстве.
Документы
В международно-правовом аспекте миротворческие действия по вмешательству в конфликты регулируются четырьмя группами документов:
Мандат на проведение операции. Это политическое решение о том, в какой конфликт на какой стадии и в какой форме вмешаться. Характер мандата определяет родовую принадлежность операции к классическому миротворчеству, поддержанию мира либо силовому установлению мира вопреки воле конфликтующих сторон.
Соглашения со сторонами конфликта. Это согласие на международное вмешательство, которое может быть оформлено как официальная просьба, обращение правительства страны в ООН.
Соглашения международных организаций (субъектов операции) со странами–участниками операции. Они нужны для того, чтобы создать правовую основу участия гражданского и военного персонала разной национально-государственной принадлежности.
Договоры и соглашения между сторонами конфликта (в том числе соглашения о перемирии, о прекращении огня, восстановлении границ, постконфликтном урегулировании, демобилизации вооруженных формирований, проведении свободных выборов, изменении форм национально-государственного устройства и пр.).