Сущность религии

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Религия Критерии Религии и функции мнение Георгия Хлебникова Сергий Булгаков
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Прежде чем говорить о сущности нужно дать ей определение. Так некоторые исследователи давали такие определения;

  • Ф. Шлейермахер (1768–1834) утверждал, что в основе религии — сознание зависимости от высших сил.

  • И. Кант (1724–1804) видел основу религии в чувстве нравственного долга.

  • Ф. Паульсон (1896–1908) говорил, что в основе религии — внутреннее настроение, характеризуемое «смирением и упованием».

  • Б. Рассел (1872–1967) в основу религии полагал «страх перед неведомым».

В дальнейшем в данном вопросе будем отталкиваться от определения данного в словаре Ожегова.

Религия — Одна из форм общественного сознания совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения.

Критерии Религии и функции

Вера в сверхъестественные силы или сущности: религия основана на вере в существование божественных или сверхъестественных сил, которые контролируют и влияют на мир и человеческую жизнь.

Духовная практика: религия предлагает систему ритуалов, обрядов и практик, которые помогают верующим установить связь с высшими силами и достичь духовного просветления.

Мировоззрение и этика: религия предлагает набор ценностей, норм и принципов, которые определяют правила поведения и помогают верующим ориентироваться в мире.

Общность и социальная организация: религия объединяет людей в общности, предоставляя им место для совместного поклонения, общения и поддержки. Она может также играть роль социальной организации, устанавливая и поддерживая нормы и иерархии.

Источник надежды и утешения: религия может предоставлять верующим надежду, утешение и смысл в жизни, особенно в трудных временах или перед смертью.

Мифология и священные тексты: религиозные верования и истории передаются через мифологию и священные тексты, которые являются основой для веры и практики.

Индивидуальная и коллективная религиозность: религия может быть источником духовного роста и личной веры, а также формой идентификации и принадлежности к определенной группе или общности.

Роль в обществе и культуре: религия оказывает значительное влияние на общество и культуру, определяя нормы и ценности, формируя моральные принципы и влияя на политические и социальные структуры.

Трансцендентность и свобода: религия предлагает верующим возможность преодолеть ограничения материального мира и достичь трансцендентного опыта, а также свободу от страданий и греха.

Историческая и культурная значимость: религия имеет долгую и богатую историю, которая оказывает влияние на развитие и формирование культуры, искусства, литературы и научных представлений.

Приведем также мнение Георгия Хлебникова, кандидата философских наук

С внешней стороны религия мировоззрение, определяемое несколькими конкретными признаками, без которых (хотя бы без одного из них) она исчезает, вырождаясь в шаманство, оккультизм, сатанизм и т. п. Все эти псевдорелигиозные течения, содержащие некоторые отдельные элементы религии, представляют собой следствие религиозной деградации.

  • Первым и главным признаком религии является исповедание личного духовного начала — Бога — источника бытия всего существующего, в том числе и человека. В монотеистических религиях Бог есть реально существующий Идеал, конечная цель духовных устремлений человека.

  • Признание Бога в религии всегда соединяется с верой в духов, добрых и злых, с которыми человек также при определенных условиях может вступать в общение. Иногда в языческих религиях вера в духов доминирует по сравнению с верой в Бога.

  • Важнейший элемент религии — убеждение, что человек способен к духовному единению с Богом, которое осуществляется через веру. Под верой подразумевается не просто убеждение в существовании Бога, но особый характер всей жизни верующего, соответствующий догматам и заповедям данной религии.

  • Учение о том, что человек принципиально отличается от всех других творений, что он — существо не просто биологическое, но в прежде всего духовное, личностное. Поэтому во всех религиях содержится более или менее развитое учение о загробном существовании человека. В христианском Откровении провозглашается даже большее — учение о всеобщем телесном воскресении и вечной жизни. Благодаря этому земная жизнь и деятельность человека приобретают полноценный смысл. Христианство утверждает: «Верь, человек, тебя ожидает вечная жизнь!» — резко контрастируя с атеистическим: «Верь, человек, тебя ожидает вечная смерть!» Примечательно, что и в том, и в другом случае призыв обращен к вере — человеку не дано знания, принуждающего к выбору. «Человек — это его вера»,— писал И. В. Киреевский, Выбором веры человек свидетельствует о себе, к чему он свободно стремится и, следовательно, кто он есть и кем хочет стать.

  • Утверждение приоритета духовных и нравственных ценностей по сравнению с материальными. Чем слабее развит этот принцип в религии, тем она ниже и безнравственнее.

  • Культ как совокупность всех богослужебно-обрядовых правил и предписаний, таинств и действий, присущих каждой религии.

Каждая из этих характеристик обязательна для религии, но вместе с тем они далеко не равномерно присутствуют в каждой из них. Поэтому каждая религия имеет свой «религиозный уровень».

Эти основные признаки представляют собой необходимую форму религии, в которой находится действительное содержание. Религия привлекает внимание ищущих ее людей не просто теоретическими ответами на вопрос о смысле жизни, но явлением этого смысла с поразительной силой в душах истинно верующих. Религия открывает верующему Бога и духовный мир. Разнообразие религиозных переживаний верующего недоступно атеисту, хотя бы последний и прекрасно знал внешнюю сторону религии. Об этом хорошо сказал о. Сергий Булгаков:

«Итак, в самой общей форме можно дать такое определение религии: религия есть познание Бога и переживание связи с Богом… Религиозный опыт в своей непосредственности не есть ни научный, ни философский, ни эстетический, ни этический, и подобно тому, как умом нельзя познать красоту, так лишь бледное представление о попаляющем огне религиозного переживания дается мыслью. Жизнь святых, подвижников, пророков, основателей религий и живые памятники религии, письменность, культ, обычаи… вот что, наряду с личным опытом каждого, вернее вводит в познание в области религии, нежели отвлеченное о ней философствование».