Какова лингвистическая природа антонимии в русском языке? Какие виды антонимов известны? Основой каких художественных средств могут служить антонимические отношения слов?
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Про антонимию с 3:51 до 8:10.
Противоположность :
Контрарная (видовые понятия, между которыми есть промежуточный член: молодой-[пожилой]-старый);
Комплементарная (видовые понятия, дополняющие др. друга до родового, нет промежуточного члена: истинный vs ложный).
Отрицание одного комплементарного значения дает значение другого (неистинный — ложный).
Основа антонимии — качественные признаки, которые могут изменяться до своей противоположности.
Образование антонимических пар:
Через слова, выражающие свойства и качества (легкий-тяжелый);
Через слова, выражающие количество (всё-ничего);
Через слова, выражающие чувства и ощущения (радость-печаль);
Через слова, обозначающие цвета (яркий-тусклый; белый-черный);
Через слова, выражающие понятие времени (рано-поздно);
Через слова, выражающие понятие пространства (север-юг);
Слова-оценки (хорошо-плохо);
Слова, выражающие действие/состояние (строить-ломать).
Антонимами также могут быть местоимения (тот — этот) и предлоги (из — в).
NB! Числительные и имена собственные не являются антонимами!
Функции антонимов:
Противопоставление (он всё бы мог, но ничего не хочет…);
Взаимоисключение (вредно это или полезно?);
Чередование (то тушил, то зажигал);
Охват всего класса предметов, явлений, etc. (от начала и до конца);
Превращение одной противоположности в другую (головные стали хвостовыми, хвостовые — головными).
Виды антонимов (классификация):
Структурная:
разнокоренные (короткий-длинный);
однокоренные (убегать-прибегать).
Семантическая:
антонимы, выражающие качественную противоположность (резкая контрарная логическая противоположность);
антонимы, выражающие дополнительность (отрицание одного дает значение другого: истинный-ложный);
антонимы, выражающие взаимную противоположность направление действий, etc. (векторная направленность: вход-выход).
Общеязыковые антонимы (понятны всем носителям языка);
Контекстуальные (являются антонимами только в авторском контексте: жизнь — солнце и тучи, огонь и вода).
Использование антонимов в художественной речи:
Антитеза — противопоставление (и ты в меру умен и в меру глуп…);
Оксюморон – лингвистическая фигура, построенная на сочетании антонимичных понятий (горячий снег, живой труп).