Анкетирование и интервьюирование как основные методы опроса

Оглавление

#Анкетирование #Анкета #Основные виды анкетного вопроса #Качество анкеты #интервью #три вида интервью #Формализованное
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ

Анкетирование — метод опроса, при котором общение между исследователем и респондентом, являющимся источником желательной информации, опосредуется анкетой.

Анкета — упорядоченный по последовательности, содержанию и форме набор вопросительных суждений, воплощенный в виде опросного листа.

Опрашиваемые рассматриваются в качестве объекта исследования. Анкетой нельзя назвать любой перечень вопросов. Анкетой, называется лишь то, что обращено к множеству людей, которых опрашивают стандартным образом. Именно потому к ней применим аппарат статистики. Кроме того, опрашиваемый обязан самостоятельно заполнить анкету по правилам, изложенным в инструкции к ней.

Основные виды анкетного вопроса — открытые и закрытые вопросы. В открытых вопросах после текста вопроса социолог оставляет место и просит сформулировать свое мнение. Закрытым вопрос называется в том случае, если на него в анкете приводится полный набор вариантов ответов. Такая форма вопроса в значительной степени сокращает время для заполнения анкеты и ее подготовки для обработки на ЭВМ. Закрытые вопросы могут быть альтернативными и неальтернативными. Альтернативные вопросы предполагают возможность выбора респондентом только одного ответа. Неальтернативные вопросы допускают выбор респондентом нескольких вариантов ответов. Полузакрытая форма вопроса употребляется в ситуациях, когда социолог не уверен в полноте известных ему вариантов ответов и предоставляет респонденту возможность самому дополнить их. Один и тот же вопрос можно сделать открытым и закрытым. Закрытые вопросы легче обрабатывать на компьютере, но они требуют от социологов исчерпывающего знания предмета. Открытые – используются там, где эти знания ограничены и исследование проводится с разведывательной целью.

Качество анкеты определяется степенью соблюдения двух основных условий:

  1. формулировка вопросов должна соответствовать исследовательской задаче, то есть обеспечивать получение информации именно об изучаемом признаке;

  2. формулировка должна соответствовать возможностям респондента как источника информации, то есть вопросы не должны предъявлять непосильных требований к респонденту, к его памяти, аналитическим возможностям, к его представлениям о чувстве собственного достоинства.

Помимо анкетирования применяется метод интервьюирования. В основе интервью — беседа по предварительно разработанному подробному плану, однако чаще социологи проводят интервью на основе заранее подготовленного опросного листа, в котором даются все интересующие вопросы в определенной последовательности и с заданными формулировками. Участие интервьюера позволяет максимально приспособить вопросы бланка-интервью к возможностям отвечающего.

В прикладной социологии различают три вида интервью: формализованное, фокусированное и свободное.

  1. Формализованное − означает строгую регламентацию общения интервьюера и респондента детально разработанным вопросником и инструкцией.

  2. Фокусированное – имеет своей целью сбор мнений оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его последствий или причин. Респондентов заранее знакомят с предметом беседы. Вопросы хотя и подготавливаются заранее, но могут задаваться в любой последовательности и в иной формулировке. Главное здесь − получить информацию по каждому вопросу.

  3. Свободное интервью проводится без заранее заготовленного опросника или плана беседы, определяется только тема интервью. Информация, полученная таким образом, уникальна и обрабатывается не статистически, а с помощью традиционных методов анализа документов.