Экономическая культура
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Экономическая культура — это совокупность социально-экономических норм и ценностей, которые регулируют экономическое поведение.
Основные особенности экономической культуры:
включает те ценности, потребности, предпочтения, которые возникают из нужд экономики и оказывают на нее важное (положительное или отрицательное) влияние;
каналы, через которые регулируется взаимодействие экономического сознания и экономического мышления;
ориентация на управление экономическим поведением людей.
Структура экономической культуры выделяет:
Социально-экономические нормы (правила поведения в экономике) — формальные и неформальные правила, регламентирующие экономич. деятельность. Могут возникать как модели массового поведения и как модели установления законов государства.
Социально-экономические ценности:
уровень ценности микроуровня – все, что ценно для человека в быту, в повседневной жизни (жилье, одежда, продукты);
уровень ценности организационного уровня – все, что человеку нужно для работы (отношения в коллективе, с начальством);
уровень ценности макроуровня (для страны).
Социально-экономические знания — состоят из экономического сознания (теоритические научные знания) и экономического мышления (практические знания, полученные в результате хозяйственной и экономической деятельности).
Хозяйственные идеологии — упорядоченный взгляд на то, как обществу следует организовывать хозяйственную жизнь.
Функции экономической культуры:
Трансляционная — происходит передача норм и ценностей от одного поколения другому.
Селекционная — связанна с отбором ценностей и норм, адекватных в современных условиях.
Инновационная — проявляется через внедрение новых норм и ценностей. 1 путь – заимствованный, 2-ой путь – собственное изобретение.
Социализирующая — процесс накопления и воспроизводства.
Основные черты рыночной экономической культуры:
высокая степень рациональности;
высокая степень инновационности;
высокая степень правопослушности;
исполнительская дисциплина;
политическая нейтральность.
Таким образом экономическая культура представляет собой социальных механизм, характерными чертами которого являются глобальность проявления и функциональная универсальность. Сфера действия этого механизма — от системы норм, правил и образцов поведения индивидуального хозяйствующего субъекта (на микроуровне) до сферы взаимодействия коллективных и даже массовых субъектов (социально-профессиональных групп, страт, классов, обществ) в процессе общественного производства (на макроуровне).