... > Социология > Экономическая культура

Экономическая культура

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Экономическая культура Основные особенности экономической культуры Структура экономической культуры Функции экономической культуры Основные черты рыночной экономической культуры
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Экономическая культура — это совокупность социально-экономических норм и ценностей, которые регулируют экономическое поведение. 

Основные особенности экономической культуры: 

  1. включает те ценности, потребности, предпочтения, которые возникают из нужд экономики и оказывают на нее важное (положительное или отрицательное) влияние;

  2. каналы, через которые регулируется взаимодействие экономического сознания и экономического мышления;

  3. ориентация на управление экономическим поведением людей. 

Структура экономической культуры выделяет: 

  1. Социально-экономические нормы (правила поведения в экономике) формальные и неформальные правила, регламентирующие экономич. деятельность. Могут возникать как модели массового поведения и как модели установления законов государства. 

  2. Социально-экономические ценности

    • уровень ценности микроуровня – все, что ценно для человека в быту, в повседневной жизни (жилье, одежда, продукты);

    • уровень ценности организационного уровня – все, что человеку нужно для работы (отношения в коллективе, с начальством); 

    • уровень ценности макроуровня (для страны).

  3. Социально-экономические знания — состоят из экономического сознания (теоритические научные знания) и экономического мышления (практические знания, полученные в результате хозяйственной и экономической деятельности). 

  4. Хозяйственные идеологии — упорядоченный взгляд на то, как обществу следует организовывать хозяйственную жизнь.

Функции экономической культуры:

  • Трансляционная — происходит передача норм и ценностей от одного поколения другому. 

  • Селекционная — связанна с отбором ценностей и норм, адекватных в современных условиях.

  • Инновационная — проявляется через внедрение новых норм и ценностей. 1 путь – заимствованный, 2-ой путь – собственное изобретение. 

  • Социализирующая — процесс накопления и воспроизводства. 

Основные черты рыночной экономической культуры: 

  • высокая степень рациональности;

  • высокая степень инновационности; 

  • высокая степень правопослушности; 

  • исполнительская дисциплина; 

  • политическая нейтральность. 

Таким образом экономическая культура представляет собой социальных механизм, характерными чертами которого являются глобальность проявления и функциональная универсальность. Сфера действия этого механизма — от системы норм, правил и образцов поведения индивидуального хозяйствующего субъекта (на микроуровне) до сферы взаимодействия коллективных и даже массовых субъектов (социально-профессиональных групп, страт, классов, обществ) в процессе общественного производства (на макроуровне).