Факторы социальной статики и социальной динамики в социологической концепции О.Конта
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Вся социология делилась Контом на две части — социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает общество в состоянии устойчивого равновесия всех социальных элементов, дает его синхронный срез. Социальная динамика обращается к анализу развития общества. Основной закон социальной статики формулируется Контом как закон социальной гармонии, устанавливающий в качестве естественного состояния социального строя гармонию классов.
Высшая цель статики — обнаружение законов социального порядка, это социальная анатомия, изучающая строение социального организма. Объект статики — общество в состоянии покоя.
Конт начинает анализ социальной статики с семьи, рассматривая ее как основную клеточку социального организма. Семья — это то, что находится между обществом и человеком и сближает их. Семья, по Конту, выполняет самые важные функции в обществе: сохраняет культурное наследие, устанавливает эмоциональные и моральные связи между людьми, определяет баланс, равновесие между устремлениями разных поколений.
Социальная — теория прогресса. Прогресс характерен только для человеческих сообществ, составляет их специфику и позволяет отделить биологическое и социальное. Прогресс возможен, потому что в человеческом сообществе возможна передача от поколения к поколению накопленных духовных и материальных богатств.
Основные факторы, влияющие на общественное развитие:
первичные (духовное и умственное развитие);
вторичные (климат, раса, средняя продолжительность жизни, условия труда и т.д.).
Четыре условия прогресса по Конту:
моральный прогресс;
материальный прогресс (улучшение условий жизни);
физический прогресс (Спарта);
интеллектуальный прогресс (моральный).
Социальная динамика характеризовала развитие мысли, духа и общества в рамках трех последовательно сменяющих друг друга фаз (стадий, состояний):
Теологическую (или фиктивную):
фетишизм — люди предписывают жизнь внешним предметам и видят в них богов;
политеизм (Древняя Греция);
монотеизм — эпоха крестьянства, вера в бога заменяет мораль, этику и т. д.
Метафизическую (или абстрактную) — «проходная» эпоха, разрушение старых верований и появление новых.
Позитивную (или научную) — распространение наук, рост их общественного значения и создание теории позитивизма.
Говоря о социальной статике и социальной динамике, нельзя не отметить соотношение двух узловых понятий в социологии Конта — порядка и прогресса, они являются главными проявлениями общественного целого. Первый больше присущ социальной статике, второй — социальной динамике.
Большое внимание проблеме соотношения порядка и прогресса Конт уделяет в «Системе позитивной политики». Прежде всего, он формулирует девиз позитивизма: порядок и прогресс. Прогресс для Конта оказывается, прежде всего, развитием порядка. Французский социолог выступает как автор теории, в которой различаются и анализируются четыре вида прогресса: материальный, физический, интеллектуальный и моральный.
Последний больше всего способствует поддержанию порядка, совершенствованию общества и человека. Система человеческого совершенствования включает в себя последовательные четыре ступени, соответствующие видам прогресса. Это вначале материальное, затем физическое, вслед за ним интеллектуальное и, наконец, моральное (нравственное) совершенствование. Одним словом, выстраивается своего рода иерархия видов общественного прогресса и человеческого совершенствования.