Фрейдистский подход к исследованию личности и конфликта
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Фрейдистский подход к внутриличностным конфликтам.
Будучи врагом утопий и иллюзий, Фрейд отказался считать конфликты в человеческой душе лишь печальным следствием несовершенства мира. Он мужественно признал внутренний конфликт личности как необходимое проявление подвижности, динамичности душевной жизни.
Схема личности, предложенная Фрейдом, проста и красива. Человеческая психика включает три инстанции — Оно, Я, Сверх-Я. Все они руководствуются различными принципами:
Оно — принципом удовольствия;
Я — принципом реальности;
Сверх-Я — принципом долженствования.
В основе поведения лежат потребности , которые нельзя устранить, а только признать и найти им соответствующую форму удовлетворения.
Суть внутреннего конфликта по Фрейду: при возникновении любой потребности Оно восклицает: «Хочу!», Сверх-Я будет вопрошать: «А нравственно ли это?», а Я начнет искать рациональный путь выхода из сложившегося положения. Чаще всего решение будет найдено автоматически. Но в критических ситуациях наступает острый конфликт инстанций, особенно когда позиции сторон противоположны.
«В своем отношении к Оно Я подобно всаднику, который должен обуздать превосходящего по силе коня. Если всадник не хочет расставаться с конем, то ему ничего не остается, как вести коня туда, куда конь хочет, как будто бы это его собственная воля» (З. Фрейд).
Вот последняя-то фраза «как будто бы» и намечает информационный конфликт внутри личности: необходимость договориться, прийти к компромиссу со всеми инстанциями приводит к тому, что часть информации как бы «выпадает» из зоны контроля Я (особенно, в случае социально неодобряемых потребностей Оно). Возникшая «порочная» потребность будет пробивать себе дорогу в обход сознания (Я) и, значит, будет влиять на поведение, глубинный смысл которого скрыт для личности. Сознание будет осмыслять свое поведение не ведая, что в подвале бессознательного поселился призрак, по воле которого совершаются события.
Система Фрейда разрабатывалась в то время, когда набирали силу широкие социальные движения, когда вспыхнули две мировые войны, социологи заинтересовались феноменом толпы, психологи ужаснулись жестокости людей в конфликтах. Человек как бы терял в них разум. Фрейд дал первое объяснение феномену бессознательного. Оно возникло как неизбежное следствие действия защитных механизмов личности.
Конфликт между стремлением к жизни и стремлением к смерти.
Для описания созидательной и разрушительной работы психики Фрейд постулировал конфликт у человека двух фундаментальных стремлений — к жизни и смерти (Танатос и Эрос). Отталкиваясь от этого, Э. Фромм строит свою шкалу принятия и неприятия жизни — биофилии и некрофилии. Исходным материалом некрофильского поведения служил анализ психики людей, стремящихся к половому контакту с трупами. Но в книге «Анатомия человеческой деструктивности» проблема некрофилии приобретает философский размах. Детально исследуются особенности психики Гитлера и Гиммлера. Описанный Фроммом тип некрофила имеет соответствие с такими явлениями современной культуры как черный юмор, фильмы ужасов, сатанизм, словоблудие. Поэтому есть серьезные основания изучать некрофильские проявления агрессивных личностей, запутавшихся во внутренних конфликтах.