«Идеальные типы» и «понимающая социология» М. Вебера

Оглавление

#Макс Вебер #«идеальный тип» #«понимающая социология» #Вебер выделял действия 4 типов #Формальная реальность
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ

Макс Вебер — виднейший немецкий социолог, историк, экономист и юрист конца XIX - начала XX века. В отличие от Дюркгейма, Конта, Спенсера, Вебер разделял анти натуралистическую тенденцию социологического учения, то есть считал, что человеческую деятельность нельзя анализировать, применяя естественнонаучные методы.

Средством обобщения многообразия социальной действительности у Вебера выступает «идеальный тип».

Согласно Веберу задача социологии — установить общее правило событий безотносительно к их пространственно-временному определению. Вебер вводит термин «понимающая социология», то есть такая социология, которая рассматривает поведение личности лишь постольку, поскольку личность связывает со своим действием определенный смысл. Таким образом, социология, по Веберу, изучает социальноедействие и его влияние на социальную реальность. «Понятийным» является действие осмысленное, направленное на достижение ясно осознаваемых целей. Идеальным типом здесь является целерациональное действие.

Предмет социологии Вебер видит не в целом (обществе), а в отдельном рационально (осмысленно) действующем индивиде, а особенно — в результате этих действий. Вторым признаком социального действия (наряду с осмысленностью) Вебер называл ориентацию на другого индивида или группу индивидов.

Вебер выделял действия 4 типов:

  • целерациональное — где критерием рациональности является успех;

  • ценностно-рациональное — критерием рациональности является соответствие ценности какого-либо рода;

  • аффективное (эмоции);

  • традиционное (привычка).

Всеобщей исторической закономерностью Вебер считал движение в направлении формальной реальности.

Формальная реальность — это то, что поддается количественному учету, без остатка исчерпывается количественной характеристикой.

Учение о формальной реальности — это, по существу, веберовская теория капитализма.

Один из источников рационализации западных обществ заключается в культурных изменениях, порождаемых протестантской эпохой, ибо протестантизм проповедует ценность индивидуального, рационального. Таким образом, Вебер противопоставляет культурный фактор экономическому детерминизму Маркса. Новейшие исследования творчества Вебера подчеркивают его вклад в социологию культуры и его критическую позицию по отношению к капиталистической модернизации.