Исторические типы обществ и их характеристика

Оглавление

#два уровня обществ #Для традиционного общества характерны #Для современного общества характерны #Плюсы и минусы современной цивилизации
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ

На современном этапе развития мы можем выделить два уровня обществ: «традиционные» и «современные общества». В основе этой дихотомии современного и традиционного обществ лежит установка на социальные изменения (в первом случае) либо отказ социальной системы принять социальные изменения или приступить к ним. Этой базовой ценностной установке соответствуют экономическая, стратификационная, политическая, идеологическая подсистемы, обеспечивающие интегрированность и функционирование целостной системы.

Одним из первых социологов, обратившихся к данной дихотомии, был Ф. Теннис, который выделил две специфические формы социальной организации: общину — традиционное сообщество и общество — современное сложноструктурированное сообщество. Его работы повлияли на Э. Дюркгейма, М. Вебера, Т. Парсонса. В результате была разработана своеобразная многомерная шкала, позволяющая сравнивать различные типы социальных систем.

Для традиционного общества характерны:

  1. естественное разделение труда (преимущественно по половозрастному признаку);

  2. связанность членов отношениями родства («семейный» тип организации общности);

  3. высокая структурная устойчивость;

  4. относительная изоляция;

  5. отношение к собственности, опосредованное через род, общину или феодальную иерархию;

  6. наследственная власть, правление старейшин;

  7. традиция как основной способ социальной регуляции, универсальный образ действия, разделяемый личностью и сообществом в качестве естественного пути к достижению любых частных целей;

  8. регламентация социального поведения конкретными предписаниями и запретами, отсутствие свободной личности, тотальное подчинение индивида обществу, авторитету;

  9. поведенческие максимы, в которых основной акцент делается на пути, ведущем к цели, с этим связаны установки типа «не высовывайся», «будь как все»;

  10. господство догматизма, этноцентризма в мировоззрении.

Для современного общества характерны:

  1. развивающееся глубокое разделение труда (на профессионально-квалификационной основе, связанной с образованием и опытом работы);

  2. социальная мобильность;

  3. рынок как механизм, регулирующий и организующий поведение индивида и групп не только в экономической, но и политической и духовной сферах;

  4. выделение множества социальных институтов, позволяющих обеспечивать основные социальные потребности членов общества, и связанная с этим формальная система регулирования отношений (на основе писаного права: законов, положений, договоров и т.п.), ролевой характер взаимодействия, в соответствии с которым ожидания и поведение людей определяются общественным статусом и социальными функциями индивидов;

  5. сложная система социального управления — выделение института управления, специальных органов управления: политического, хозяйственного, территориального и самоуправления;

  6. секуляризация религии, т.е. отделение ее от государства, превращение в самостоятельный социальный институт;

  7. доминирующие в мировоззрении критицизм, рационализм, индивидуализм;

  8. акцент на цели действия, получающий закрепление в поведенческих максимах: «делай дело», «не бойся риска», «стремись к победе»;

  9. отсутствие конкретных предписаний и запретов, что влечет эрозию морали и права. 

Плюсы и минусы современной цивилизации служат отправным пунктом для различных теоретических воззрений относительно будущего человеческого общества. Наибольшую известность среди них получили:

  • Теория постиндустриального (информационного) общества, согласно которой основным экономическим фактором общества будущего выступает знание (информация), а основной сферой производства — сфера производства знания (информации). Соответственно в социальной структуре интеллектуалы, занимающиеся производством знания, из относительно небольшой социальной группы, какой они были в доиндустриальном и индустриальном обществах, превратятся в заметный социальный слой.

  • Концепция постэкономического общества, согласно которой социокультурной базой общества будущего является система постматериальных ценностей, преодоление труда как утилитарной активности и замена его творческой деятельностью, не мотивированной материальными факторами, новый тип семьи и новые формы социального партнерства, повышение роли знания и изменение системы образования. По мнению сторонников этой концепции, отрицание экономической эпохи означает и то, что эксплуатация может быть преодолена не столько как хозяйственное явление, сколько как феномен сознания.

  • Концепция «высокой (или поздней) современности», автор которой Э. Гидденс считает, что мы идем не к постмодернизму, а к периоду, в котором особенности, присущие настоящему этапу, еще более обострятся, станут универсальными. Однако сама радикализация настоящего выступает как качественно новое явление, преобразующее современный мир. Среди черт «высокой современности» он выделил четыре: веру, риск, «непрозрачность», глобализацию.