История создания социометрического метода
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Понятие «социометрия» ввел в психологическую науку выдающийся американский психолог Якоб Леви Морено (1892–1974).
Социометрия для Морено — это теория, которая позволяет изменять мир.
Морено принадлежал к той плеяде людей, которым мало изучать и понимать мир, они ставят перед собой и другими задачи его преобразования. Подобно К. Марксу с его высказыванием о том, что философы только объясняли мир, а задача состоит в том, чтобы его изменить, Морено утверждает, что невозможно обнаружить подлинную структуру общества, не попытавшись его модифицировать, он надеется улучшить статус индивидов в группе через улучшение взаимоотношений в группе, в свою очередь изменение взаимодействия в группе может повлечь за собой улучшение жизни во всем обществе.
Для Морено социометрия не только некая процедура, позволяющая ввести квантификацию в изучение взаимодействия, что само по себе имеет положительное значение.
Социометрия для него — это целая система работы с группой, которая включает два метода.
Первый метод — объективный, он заключается в систематической технике наблюдения за групповым взаимодействием. Речь идет о наблюдении интеракций в группе: кто говорит? кому? кто улыбается? чему? и так далее.
Второй метод — собственно социометрический, призванный согласно Морено, соединять объективный и субъективный подходы.
Со времени своего создания социометрический метод пользуется неизменным успехом у специалистов, и получил свое развитие в различных модификациях, совершенствовании процедур обсчета данных и интерпретации полученных результатов. Социометрические методы предоставляют широкие возможности изучения структуры межличностных отношений в группе, их использование в сочетании с другими методами психодиагностики позволяет получать важную информацию о динамике развития отношений в группе. Социометрический подход используется также и для изучения личности, ее возможного влияния на других членов группы. Социометрия применяется как в научных, так и в прикладных исследованиях. Практикующие психологи используют ее для определения эффективности групповой тренинговой работы, для изучения психологического климата коллектива, для диагностики наблюдательности, с целью правильного распределения по командам, бригадам и так далее.