... > Социология > Капитализм в трудах...

Капитализм в трудах Макса Вебера

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Макс Вебер сути капитализма Протестантская этика Протестанты Концепция Вебера

Капиталистический экономический уклад определил развитие не только европейского континента, но и мировой цивилизации в целом. Естественно, процесс становления капитализма и его осмысления, являлся и является на данный момент, одним из самых актуальных вопросов для историков, философов, экономистов. Пожалуй, первой большой попыткой описать процесс становления и развития капитализма, стал фундаментальный труд немецкого философа и экономиста Карла Маркса, опубликованный в 1867 г. Именно Карл Маркс начал системное изучение капитализма, которое продолжается до сих пор.

Другим известным исследователем капитализма стал ещё один известный немецкий мыслитель — Макс Вебер, своё видение капитализма он изложил в работе «Протестантская этика и дух капитализма» вышедшей в свет в 1904 г.

Конечно, трактовка сути капитализма Вебером, по моему впечатлению, является менее популярной, особенно в нашей стране, уступая марксистскому подходу. Однако, концепция Вебера представляет большой интерес, поскольку обращает внимание не на материальную составляющую, как у Маркса, а анализирует капитализм с точки зрения культуры, прежде всего религиозной культуры протестантизма. Следует сказать, что Макс Вебер как мыслитель имеет огромный авторитет, его справедливо называют одним из «отцов» социологической науки в целом. Вебер ввёл много новых научный понятий в оборот социологии, включая «социальное действие». Вебера интересовали общественные модернизационные процессы, прежде всего переход общества от традиционного состояния к обществу эпохи модерна, то есть современному. Именно этим и объясняется интерес автора к развитию капитализма. Вебер был антипозитивистом по своим взглядам, поэтому он критиковал чисто материалистическое понимание человеческого общества и истории. Поэтому, Вебер первым из исследователей дал объяснение капитализма с нематериальной точки зрения, а с точки зрения его этических оснований.

В самом начале своей работы «Протестантская этика и дух капитализма», Вебер приводит статистические данные, которые показывают, что самые богатые капиталисты Германии придерживаются протестантизма. Анализируя события Реформации XVI в. Макс Вебер приходит к тому, что к реформации, в основном, присоединились наиболее богатые, и развитые в экономическом плане регионы Германии. По мнению Вебера, выбор в пользу Реформации был сделан неспроста, а по причине того, что этика зарождавшегося протестантизма с религиозной точки зрения обосновывала стремление к накоплению богатств. Вебер писал о том, что капитализм безусловно является рационалистической системой хозяйствования, которая абсолютизирует стремление к получению прибыли, без которого капитализм невозможен. Таким же рационалистическим, по мнению Вебера, является протестантизм. В Лютеранстве, утверждается следующее, человек не знает обретёт ли он спасение Господом после смерти или нет, а этот вопрос уже предрешён, что бы человек не делал. На вопрос, как же тогда жить праведно? Лютеранство отвечает так «добродетель христианина заключается в честном приумножающем труде». Здесь протестантизм состыкуется с капитализмом, главное это приумножение, то есть получение прибыли. То сколько всего тебе удастся накопить своим трудом, и будет хотя-бы косвенным показателем «избранности Богом», иными словами, раз много нажил, значит живёшь праведно, Бог тебя награждает. В получении прибыли заключается «дух капитализма», а протестантская этика закрепляет его, придаёт ему религиозное обоснование.

Позиция Вебера о связи духовной связи протестантизма и капитализма, по моему мнению, совпадает и исторической действительностью. Религия в Новое время всё ещё играла важнейшую роль в жизни европейского общества, но доминировавшая в эпоху Средних веков и феодальных порядков католическая церковь, уже перестала адекватно соответствовать происходившим переменам в обществе и экономической сфере. Изменения, происходившие в экономической сфере жизни общества, стали полностью менять мировосприятие людей. Неспособность католической церкви к серьёзным преобразованиям, привела к началу реформационного движения внутри католической церкви, основателем которого стал в 1517 г. немецкий священник Мартин Лютер. Сторонники реформ в католический церкви стали называть протестантами, а ценностные установки, которые нёс протестантизм полностью отражали дух Нового времени. Протестанты выступали против того, что католическая церковь своим посредничеством монополизировала связь между Богом и человеком, попутно наживаясь на этом (продажа индульгенций).

Протестанты также выступали против католической церковной иерархии, во главе с непогрешимым Папой римским. Протестанты были за упрощение церковной иерархии и различных сложных обрядовых культов, для того чтобы сделать церковь ближе к простому человеку. Согласно протестантизму, человек связан с Богом напрямую, без посредничества церкви. А что касается непосредственной связи капитализма и протестантизма, то новое религиозное учение проповедовало идею о том, что систематический упорный труд человека, является одним из факторов спасения души после смерти. Поскольку, хороший труд, говорит о добросовестности человека, и большом чувстве долга. Протестантизм выработал нравственный кодекс для человека эпохи становления капитализма, а именно человека трудолюбивого и предприимчивого, не связанного церковными догматами. Неслучайно, что страны, выбравшие протестантизм (Скандинавские страны, Англия, Швейцария, Голландия) являются самыми богатыми странами и по сей день.

В свою очередь, реформация привела к тому, что философия и наука, от отвлечённых богословских споров, перешла в более материальную и рационалистическую направленность. Поскольку основа философии сменилась на рационализм и эмпиризм, наука стала экспериментальной, и была направлена на конкретные открытия и изобретения, которые способствовали росту производства. К примеру открытия Коперника, Галилея, Кеплера, Ньютона, Блеза Паскаля и других, всех их не перечислить.

Возвращаясь к труду Вебера. Вебер также пишет о том, что стремление к прибыли в человеческой истории было всегда. Однако, протестантская этика была нацелена не на растрату заработанного, протестанты выступали за аскетизм в быту, культивировалась жёсткая трудовая дисциплина, все силы должны быть брошены на накопление богатства. Именно этим Вебер объясняет взлёт экономический взлёт в Новое Время Германии, Голландии, Англии, в то время как католические страны начали приходить в упадок в данный период времени. Концепция Вебера вызвала серьёзные споры в момент выхода работы «Протестантская этика и дух капитализма», она стала весьма оригинальной трактовкой протестантизма и расширила проблему осмысления капитализма. В настоящий момент времени, концепция Вебера о культурных основаниях капитализма в лице протестантизма, является практически общепризнанной.