Характеристика коммуникативных барьеров и обратной связи в процессе общения

Оглавление

#Обратной связью #коммуникативные барьеры #Процесс массовой коммуникации
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ

Цель процесса общения состоит не столько в передаче собственно информации от одного участника коммуникации к другому, сколько в передаче значения сообщения, то есть смысла информации.

С учетом этого дополнения коммуникационными барьерами можно называть «препятствия на пути движения смысла от коммуниканта к реципиенту». Адекватность восприятия смыслов во многом зависит от наличия или отсутствия в процессе общения коммуникативных барьеров. В процессе коммуникации человек может быть источником, получателем и непосредственно средством связи. В то же время он, как канал коммуникации, наиболее подвержен различным помехам. Тем не менее, процесс коммуникации чаще всего использует человека и его возможности в качестве средства связи, что обусловливает определенные искажения в информационном процессе. Искажение информации, проходящей через одного человека, может быть незначительным. Но когда она проходит через несколько человек – искажение может быть существенным. В основе возникновения барьеров могут лежать объективные и субъективные факторы. Например, к объективным можно отнести социально-культурные барьеры, так как принадлежность к разным этносам, культурам, религиям приводит к разным интерпретациям понятий, Иного плана субъективные барьеры, которые зависят от личностных характеристик, и возникают в процессе отношений участников коммуникации, такие как чувство неприязни, предвзятость и т.п.

Таким образом, коммуникативные барьеры создают различные препятствия в процессе осуществления коммуникации и являются причиной неэффективности этой деятельности, но решающим фактором их возникновения становятся субъективные характеристики участников коммуникации.

Используем в качестве оснований следующую классификацию источников коммуникативных барьеров:

  • среда или внешние условия коммуникации;

  • технические средства коммуникации;

  • люди как участники коммуникации;

  • барьеры понимания.

Обратной связью выступает всякая информация, прямая или косвенная, отсроченная или немедленная, которую человек получает от другого участника коммуникации. Специфика социальной коммуникации в том, что в отличие от автоматически управляемых систем, ответная реакция получателя достаточно непредсказуема. О достижении или не достижении результата мы узнаем благодаря обратной связи. Если получен желаемый результат, то обратная связь положительная, если нет, то отрицательная.

Процесс массовой коммуникации состоит из следующих взаимосвязанных сложных действий:

  • создание информационного продукта в пространстве, недоступном для воспринимающей стороны;

  • исполнение или трансляция произведения (передача по радио или телевидению, текст в печатных СМИ) в публичном пространстве;

  • восприятие или потребление продукта в пространстве, недоступном для производителей.

Данная специфика приводит к тому, что возможно использовать только отложенную обратную связь. Она может быть представлена в трех вариантах:

  • выбор коммуникативного средства потребителем;

  • его открытая реакция на продукцию, проявляющаяся в письмах и звонках в СМИ;

  • социологические и маркетинговые исследования по изучению аудитории. Сюда же можно отнести и различные виды вторичной коммуникации: взаимодействия журналистов между собой, представителей аудитории друг с другом и т.п.