Характеристика межличностного взаимодействия

Оглавление

#Межличностные отношения #Компоненты межличностных отношений #Виды межличностных отношений #Этапы развития межличностных отношений
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ

Межличностные отношения — это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.

Межличностные отношения включают:

  • восприятие и понимание людьми друг друга;

  • межличностная привлекательность (притяжение и симпатия);

  • взаимодействие и поведение (в частности, ролевое).

Компоненты межличностных отношений:

  • когнитивный компонент — включает в себя все познавательные психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Благодаря этому компоненту происходит познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми. Характеристиками взаимопонимания являются:

    • адекватность — точность психического отражения воспринимаемой личности;

    • идентификация — отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида;

  • эмоциональный компонент — включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми:

    • симпатии или антипатии;

    • удовлетворенность собой, партнером, работой и т. д.;

    • эмпатия — эмоциональный отклик на переживания другого человека, который может проявляться в виде сопереживания (переживания тех чувств, которые испытывает другой), сочувствия (личностного отношения к переживаниям другого) и соучастия (сопереживание, сопровождаемое содействием);

  • поведенческий компонент — включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Он играет ведущую роль в регулировании взаимоотношений.

Эффективность межличностных отношений оценивается по состоянию удовлетворенности-неудовлетворенности группы и ее членов.

Виды межличностных отношений:

  • производственные отношения — складываются между сотрудниками организаций при решении производственных, учебных, хозяйственных, бытовых и др. проблем и предполагают закрепленные правила поведения сотрудников по отношению друг к другу. Разделяются на отношения:

    • по вертикали — между руководителями и подчиненными;

    • по горизонтали — отношения между сотрудниками, имеющими одинаковый статус;

    • по диагонали — отношения между руководителями одного производственного подразделения с рядовыми сотрудниками другого;

  • бытовые взаимоотношения — складываются вне трудовой деятельности на отдыхе и в быту;

  • формальные (официальные) отношения — нормативно предусмотренные взаимоотношения, закрепленные в официальных документах;

  • неформальные (неофициальные) отношения — взаимоотношения, которые реально складываются при взаимоотношениях между людьми и проявляются в предпочтениях, симпатиях или антипатиях, взаимных оценках, авторитете и т.д.

На характер межличностных отношений оказывают влияние такие личностные особенности как пол, национальность, возраст, темперамент состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми, самооценка, потребность в общении и др.

Этапы развития межличностных отношений:

  • этап знакомства — первый этап — возникновение взаимного контакта, взаимного восприятия и оценки людьми друг друга, что во многом обусловливает и характер взаимоотношений между ними;

  • этап приятельских отношений — возникновение межличностных отношений, формирование внутреннего отношения людей друг к другу на рациональном (осознание взаимодействующими людьми достоинств и недостатков друг друга) и эмоциональном уровнях (возникновение соответствующих переживаний, эмоционального отклика и т. д.);

  • товарищеские отношения — сближение взглядов и оказание поддержки друг другу, характеризуются доверием.