Характеристика основных социометрических показателей
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Для изучения взаимоотношений в малых группах широко используются разнообразные формы социометрического метода.
Основными диагностическими показателями социометрического исследования выступают:
Социометрический статус ребенка в системе межличностных отношений. Статус ребенка определяется путем подсчета полученных им выборов. Дети могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из четырех статусных категорий: «звезды», «предпочитаемые», «принятые», «непринятые».
Уровень благополучия взаимоотношений. Определяется соотношением суммарных показателей благоприятных и неблагоприятных статусных показателей. Если большинство детей группы оказывается в благоприятных статусных категориях, уровень благополучия взаимоотношений определяется как высокий; при одинаковом соотношении – как средний; при преобладании в группе детей с неблагоприятным статусом – как низкий. Коэффициент взаимности. Выражает характер отношений, существующих в группе. Вычисляется как отношение числа взаимных выборов к общему числу выборов и выражается в процентах. По величине показателя группу можно отнести к одному из четырех уровней взаимности: I – 15-20% (низкий уровень), II — 21-30% (средний уровень), III — 31-40% (высокий уровень), IV – 40% и выше (сверхвысокий уровень).
Коэффициент удовлетворенности взаимоотношениями. Определяется процентным соотношением числа детей, имеющих взаимные выборы, к числу всех детей группы. На основании данного показателя можно судить, насколько дети удовлетворены своими отношениями. Нормативные показатели: I — 33% и ниже (низкий уровень); II — 34-49% (средний уровень); III — 50-65% (высокий уровень); IV — 66% и выше (высший уровень). Индекс изолированности. Вычисляют как процент членов группы, оказавшихся без единого выбора.