Характеристика средств общения

Оглавление

#Средства общения #Вербальные средства общения #Устная речь является более простой и экономичной формой вербальных средств #Невербальные средства общения
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ

Средства общения — способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Они бывают вербальные и невербальные.

Вербальные средства общения — слова с закрепленными за ними значениями. Слова могут быть произнесены вслух (устная речь), написаны (письменная речь), заменены жестами у слепых или произнесены про себя.

Устная речь является более простой и экономичной формой вербальных средств. Она разделяется на:

  • диалогическую речь, в которой принимают участие два собеседника;

  • монологическую речь — речь, которую произносит один человек.

Письменная речь применяется при невозможности устного общения или когда необходима точность, выверенность каждого слова.

Невербальные средства общения — знаковая система, которая дополняет и усиливает вербальную коммуникацию, а иногда и заменяет ее. С помощью невербальных средств общения передается около 55–65 % информации. К невербальным средствам общения относятся:

  • визуальные средства:

    • кинестетические средства — это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде, походке;

    • направление взгляда и визуальный контакт;

    • выражение лица;

    • выражение глаз;

    • поза — расположение тела в пространстве («нога на ногу», перекрест рук, перекрест ног и т. д.);

    • дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство);

    • кожные реакции (покраснение, испарина);

    • вспомогательные средства общения (особенности телосложения (половые, возрастные)) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т. п.);

  • акустические (звуковые):

    • связанные с речью (громкость, тембр, интонация, тон, высота звука, ритм, речевые паузы и их локализация в тексте);

    • не связанные с речью (смех, скрежет зубов, плач, кашель, вздохи и т. п.);

  • тактильные – связанные с прикосновением:

    • физическое воздействие (ведение слепого за руку и др.);

    • такевика (пожатие руки, хлопание по плечу).