Классический этап в истории социологии
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Характеристики классического этапа:
центральная проблема — общество;
возникновение основных социологических школ и направлений;
утверждение основных социологических категорий как научных: общество, социальный факт, социальная связь, социальные отношения, социальное поведение, структура, социальная функция, группа, общность;
высокий уровень теоретизирования.
Э.Дюркгейм:
Общество — это надындивидуальное бытие, существование и закономерности которого не зависят от действий отдельных индивидов.
Объединяясь в группы люди, подчиняются правилам и нормам, которые он назвал «коллективным сознанием».
Каждая социальная единица выполняет функцию необходимую для существования общества как целого. Нарушение функционирования отдельных частей социального организма определяет как искажение, т.е. плохо функционирующей формой соц. организации.
М.Вебер:
Выделил элементарную частицу поведения индивида — социальное действие.
Общество — совокупность действующих индивидов, каждый из которых, действуя, стремится к достижению своих собственных целей.
Действия отдельных индивидов образуются в ассоциации (группы или общества). Действуя сообща, поступки людей оказываются осмысленными и рациональными, т.к. индивидуальные цели лучше всего достигаются с помощью совместных действий.
Т.е. индивид взаимодействует с окружающей средой как социальное существо, осмысливающее свое поведение и достигая сообща индивидуальной цели с наименьшим риском.
Т.о. складывается две традиции объяснения общества и места в нем человека.
Номинализм: полагал, что общество — это лишь наименование некоего искусственного умозрительного объекта, который на самом деле не существует. (Вебер)
Реализм: полагал, что общество — это реальный объект. (Дюркгейм)
Основные принципы классического подхода были сформулированы Дюркгеймом в работе «Правила социологического метода» (1895 г.):
социальные явления подчиняются универсальным законам действительности; никаких специфических социальных законов не существует;
как следствие, социология должна строиться по принципу естественных «позитивных» наук;
методы социологического исследования должны быть такими же точными, как и методы естественных наук; социальные явления должны быть описаны количественно;
важнейшим критерием научности является объективность знания - его соответствие объективной реальности.
Таким образом, социологическое знание не должно содержать умозрительных рассуждений или субъективных впечатлений, должно описывать действительность независимо от отношения к ней конкретного исследователя. Дюркгейм вводит понятие социальный факт, которое стало фундаментом всей его социологической концепции.
Социальный факт — это и есть единственный возможный предмет социологического исследования, а их совокупность и есть общество.
Дюркгейм определяет социальный факт как всякий образ действия, способный оказывать на индивида внешнее воздействие и обладающий, в то же время, своим собственным, независимым от индивида, существованием. При рождении индивид попадает в уже существующую систему социальной организации с присущими ей нормами, законами, верованиями, языком, денежной системой, которые существуют самостоятельно относительно отдельного индивида. Такая автономность социальных фактов делает их воздействие на индивида принудительным.
Социальный факт — это объединенные действия индивидов, и его источник находится в коллективном сознании.
Например, нарушение юридических или моральных норм автоматически, независимо от воли и желания нарушителя, приводит к ощущению им всей предусмотренной тяжести давления социальных фактов юридического преследования или общественного порицания, неодобрения.