Классификация межличностных конфликтов и стратегия их обострения

НАВИГАЦИЯ ПО ОТВЕТУ

Межличностный конфликт По направленности По значению: По характеру причин: По сфере разрешения: По форме проявления: По времени протекания: Причины конфликтов: Стратегии поведения в конфликте:
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Межличностный конфликт — ситуация противостояния участников, воспринимаемого и переживаемого ими (или по крайней мере одним из них) как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность сторон, направленную на преодоление возникшего противоречия и разрешение ситуации в интересах обеих или одной из сторон.

По направленности:

  1. горизонтальные — участники не подчиняются друг другу;

  2. вертикальные — участники находятся в подчинении друг с другом;

  3. смешанные — где есть обе составляющие (организация).

По значению:

  1. конструктивные (созидательные), когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений, разумных аргументов; приводит к развитию отношений между людьми.

  2. Деструктивные (разрушительные), когда одна из сторон жёстко настаивает на своей позиции и игнорирует вторую; одна из сторон прибегает к осуждаемым методам борьбы.

По характеру причин:

  1. объективные;

  2. субъективные (плохое настроение, самочувствие).

По сфере разрешения:

  1. деловые;

  2. личностно-эмоциональные.

По форме проявления:

  1. скрытые (плохо осознаются людьми);

  2. открытые (осознаются).

По времени протекания:

  1. ситуативные;

  2. пролонгированные (длительные).

Причины конфликтов:

  1. информация, приемлимая для одной стороны, и неприемлимая для другой (сплетни, неполная информация, неточная информация и др.);

  2. структура — связана с существованием в организации социальных групп ( статус, права, роли, возраст и др.);

  3. ценности — те принципы, которые мы провозглашаем или отвергаем (идеология, религия, культура и др.);

  4. поведение — неприемлимое для одной из сторон (эгоистическое, опасное и др.);

  5. отношения — обычно связаны с удовлетворением от взаимодействия между сторонами, либо его отсутствием.

Стратегии поведения в конфликте:

  1. уход (избегание);

  2. приспособление (подавление себя);

  3. компромисс;

  4. конкуренция;

  5. сотрудничество.

Уход. Плюсы и минусы: можно пользоваться, если конфликт вас не касается, если вы не правы, если попался сложный в общении человек, нужна передышка в конфликте, отнимается возможность принимать участие в событиях, оппонент может завысить требования, когда вы вернётесь, проблема за это время может вырасти.

Формы поведения:

  • молчание;

  • физический уход;

  • переход на деловые отношения;

  • полный разрыв.

Приспособление (подавление себя). Плюсы и минусы: этот конфликт важен оппоненту, и менее важен вам, власть другого человека выше вашей, оппонент не готов выслушать, когда вы жалеете другого человека, когда разногласие незначительное, потребность не удовлетворяется, не затрагиваются главные спорные вопросы, оппонент часто не знает, что происходит, конфликт не решается.

Формы поведения:

  • согласие;

  • подавление своих чувств;

  • подстраивание под другого человека;

  • создание вида, что всё в порядке.

Компромисс. Плюсы и минусы: решение лучше, чем его отсутствие, справедливое решение, когда переговоры в тупике, единственный выход, отношения сохраняются, неустойчивое равновесие, «половинчатая» выгода, одна из сторон может повысить требования.

Формы поведения:

  • поддерживание отношений;

  • уступки;

  • избегание острых столкновений;

  • поиск справедливого решения.

Конкуренция. Плюсы и минусы: если нужно показать превосходство, когда вынуждены защищать интересы и имидж, повышение самооценки и победа, честная игра в рамках закона и правил, порча личных и деловых отношений, понижение самооценки у проигравшего, не оправдана в межличностных отношениях.

Формы поведения:

  • привлечение союзников;

  • невербальные жесты.

Сотрудничество. Плюсы и минусы: выигрыш для каждого, конфликт решается, отношения сохраняются, не всегда возможно сотрудничество, тратится много времени, требует много навыков, удовлетворение интересов важнее достижения цели.

Шаги:

  • Выяснить потребности.

  • Для чего? (Апельсин =>жажда).

  • Если потребности совпадают => поиск решений.