Крупнейшие социологи России (Н.И.Кареев, М.М.Ковалевский и др.)
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
П.Л. Лавров (1828-1900). Социология — это наука о солидарности, практические задачи которой не могут быть отделены от теоретического их понимания. Государство и общество должны служить человеку, а не он им. Не должно происходить подчинения общественного элемента личному или поглощения личности обществом. Личность должна понять общественные интересы, которые являются сутью ее интересов.
Движущая сила истории — критически мыслящая личность, элитарное меньшинство, а большинство служит и трудится, создавая меньшинству возможность служить народу для искупления его жертв, возврата народу его морального долга. Если общество заглушит критически мыслящих личностей, это приведет к застою и гибели.
Н.К. Михайловский (1842-1904). При рассмотрении предмета социологии акцентировал внимание на исследовании процессов борьбы за индивидуальность, понимая под этим целостность человека в его взаимодействии с социальными структурами. Только справедливый общественный строй может гарантировать уважение к человеческой неповторимости и индивидуальности. Идеал общественного развития — создание таких отношений, которые способствовали всестороннему развитию личности. Такое возможно только при социализме, когда будут реализованы идеалы свободы, равенства и справедливости. Михайловский считал, что социализм — это творчество личного начала при посредстве начала общинного.
С середины 1870-х годов занялся психологией толпы, изучением психологии масс, анализом психологических путей и средств воздействия личностей на народ. Проводил различие между понятиями герой и великая личность. Михайловский первый в социологии разработал теорию подражания.
Е.В. Де Роберти. Все социальные явления и процессы можно поставить в эволюционный ряд, состоящий из семи категорий: психологическое взаимодействие — общественные группы — личность — наука — философия — искусство — практическая деятельность.
Н.И. Кареев (1850-1931). Общество — сложная система психологических и практических взаимодействий личностей, надорганическая среда. Она делится на культурные группы и социальную организацию. Культурные группы — предмет изучения психологии, социальные организации — предмет изучения социологии.
Плюралистическая школа Ковалевского. М.М. Ковалевский (1851-1916).
Считал, что социология — синтез результатов, полученных конкретными общественными науками, наука, имеющая своей целью установление законов и тенденций общественного развития. Считал, что на исторический процесс параллельно влияет множество факторов, но в различные эпохи на первое место выдвигались разные факторы.
Считал, что исторический прогресс связан с существующей исторической закономерностью. Отрицательно относился к революции, как к источнику социального прогресса. Считая, что только система продуманных реформ является необходимым благом для общества. В центре соц. теории Ковалевского - учение о солидарности. Ковалевский выдвинул теорию эволюции, то есть органической смены стадий общественного развития.
Неопозитивизм. К.М. Тахтарев (1871-1925). Выступал против марксистского понимания классовой борьбы, противопоставляя ему идею межклассового сотрудничества и солидарности. Окончательным победителем в общественной борьбе будет труд, но труд творческий и действительно общественный.
Сорокин не принимает социалистическую революцию и открыто выступает против нее. В его понятии, социология — наука, самостоятельно изучающая наиболее общие родовые свойства человеческого взаимодействия.
Предмет социологии — элементы человеческого взаимодействия, их классификация и условия возникновения, сохранения и исчезновения простых коллективных единств.
Предлагал создать социологию на следующих принципах:
Социология, как наука, может и должна строиться по типу естественных наук.
Социология может и должна быть наукой теоретической, изучающей мир людей таким, какой он есть
Социология должна быть объективной наукой.
Если социология хочет быть опытной и точной наукой, она должна распрощаться с бесплодной метафизикой и исходить из фактов.
Следствием разрыва с философствованием станет естественный разрыв с монизмом.
Сорокин выделял 2 уровня социологии:
теоретическая (аналитика, генетика, механика);
практическая (политика).
Главный объект для изучения в социологии — взаимодействие индивидов. Создал первое развернутое изложение теории взаимодействия.
Процесс взаимодействия возможен при трех условиях:
наличие одного или нескольких индивидов;
наличие актов, обуславливающих их поступки;
наличие проводников.