- ГЛАВНАЯ >
- ПРЕДМЕТЫ >
- СОЦИОЛОГИЯ >
- КУЛЬТУРА, КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ
Культура, как объект социологического познания
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Нам важно твое мнение
Остался ли ты доволен контентом, который опубликован на этой странице?
Спасибо, принято!
Напиши, что не так с вопросом в форме обратной связи, мы постараемся разобраться в ближайшее время.
Изучение культуры занимает важное место в системе социологического знания. Без изучения культуры невозможно понять чисто социальные особенности человеческих сообществ. Существенная особенность человека состоит в том, что окружение, в котором он существует, создано им самим. Человек создает вокруг себя материальный мир, а также мир человеческих взаимоотношений, включающий систему социального поведения, набор правил и др.
Сферу человеческой культуры составляют индивидуальные и общие образцы взаимоотношений, а также соответствующие им материальные и духовные продукты жизнедеятельности людей.
Культура — многообразное понятие. Термин появился в Древнем Риме, где слово «cultura» обозначало возделывание земли, воспитание, образование.
В современной речи слово утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать различные стороны человеческого поведения и видов деятельности. Существует достаточно много определений культуры.
Одно из удачных определений дал английский этнограф Э.Тэйлор в 1871 г.: «Культура ... это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые человеком как членом общества».
В социологии под культурой в широком смысле этого слова понимают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения.
Все социальное наследие можно рассматривать как синтез материальной и нематериальной культур. Материальная культура состоит из произведенных человеком предметов: инструментов, мебели, автомобилей, зданий и др., которые постоянно изменяются и используются людьми. Нематериальная культура включает в себя слова, идеи, привычки, обычаи и верования, которые люди создают, а затем поддерживают.
Итак, понятие «культура» является достаточно широким, но при этом следует учитывать, что оно имеет свои границы.
«Культурное» — это не естественное (не природное, что может существовать независимо от человека), а искусственное, созданное человеком или им освоенное.
«Культурное» следует отделять от «социального», хотя они тесно связаны. «Социальное» выражает форму и структуру общественных отношений людей в коллективной жизни, «культурное» является ценностно-смысловым содержанием общественных отношений.
Культурное — это обязательно не индивидуальное, а социальное в том значении, что связано с общественными отношениями людей.
В зоне внимания социологии находится нематериальная культура. В узком смысле культура трактуется в социологии как система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей. В этом смысле можно говорить, что культура — это коллективное программирование человеческого разума, которое отличает членов данной группы людей от другой.
При общем социологическом подходе к пониманию сущности культуры выделяются три ее характерные особенности:
Культура представляет собой общеразделяемую систему ценностей, символов и значений.
Культура — это то, что постигает человек в процессе своей жизнедеятельности, в этом плане она является основой социализации личности. Усвоение человеком культурных ценностей и символов формирует внегенетическую программу поведения и жизнедеятельности человека, что отличает человека от животных.
Культура — это все то, что транслируется от поколения к поколению. Та часть культуры, которая создана прошлыми поколениями и передана последующим поколениям, составляет культурное наследие. В качестве культурного наследия выступает та часть прошлой культуры, которая активно используется современными поколениями. Современная часть культуры входит в понятие «образ жизни», это действующие нормы, ценности.
Каждое конкретное общество (цивилизация, государство, народность и т.д.) создает свою собственную суперкультуру, которая сопровождает индивида на протяжении всей жизни и передается из поколения в поколение. В результате в историческом процессе формируется множество культур. Перед социологом встает проблема определить, существует ли что-то общее в человеческой культуре, т.е. существуют ли культурные универсалии. Американский социолог и этнограф Джордж Мердок выделил более 60 культурных универсалий, свойственных всем обществам: язык, религию, символы, изготовление орудий труда, сексуальные ограничения, обычай дарить подарки, спорт, нательные украшения и т.д. Эти универсалии существуют потому, что они удовлетворяют наиболее важные биологические, психологические и социальные потребности, хотя в частностях могут существовать различные варианты.
Если речь идет о культуре не всего общества, а его части, тогда можно использовать понятие «субкультура». Это может быть культура определенной социальной группы или общности (класса, этноса и др.). В каждом обществе может существовать множество субкультур. Разновидностью субкультуры выступает контркультура, т.е. культура той части общества, которая противостоит доминирующей культуре общества.
Теперь на ZNZN можно делать свои конспекты

Нам важно твое мнение
Остался ли ты доволен контентом, который опубликован на этой странице?
Спасибо, принято!
Напиши, что не так с вопросом в форме обратной связи, мы постараемся разобраться в ближайшее время.