Культура как объект социологии, структура и функции культуры
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Социология исследует закономерности взаимодействий общества и культуры, строение структуры культуры и ее функции в сочетании с социальной динамикой, участием соц. институтов и социокультурные изменения в конкретных исторических ситуациях.
В социологии культура изначально рассматривается в ее социальном аспекте, как совокупность духовных и материальных ценностей (обычай, верования, идеи, символы, нормы, искусство, техника и пр.), созданная людьми и для людей в процессе физической и интеллектуальной деятельности, удовлетворяя различные потребности и передаваемая из поколения в поколение.
Как совокупность нормативных систем культура является своеобразным способом организации, исторического развития и изменения жизнедеятельности (система норм и установок, совокупность отношений к природе, между собой и др.).
Как объект социологии, культуру традиционно рассматривают как специфический образа жизни группы людей и общества. Очевидно, разнообразные уровни, формы и виды культуры составляют определенное единство и дополняют друг друга.
Структура культуры.
Элементы культуры:
Ценности (духовные) и нормы (регулируют поведение), подразделяются на нормы-правила и нормы-ожидания.
Традиции и обычаи, обрядовая и культовая практика, символические действия.
Язык (устная и письменная речь).
Этикет, манеры и пр.
Когда критерием выступают сферы общественной жизни, выделяют политическую, экономическую, правовую, религиозную, научную, техническую, художественную культуру.
В социологии сложилась внутрикультурная иерархия, в основании которой расположена народная, затем массовая и элитарная культура. В последнее время в культурологической и социологической теориях чаще описывают деление культуры на субкультуру и контркультуру.
Все вышесказанное позволяет рассматривать функции, присущие культуре:
познавательная (изучение, вооружение знаниями, анализ достижений, сравнение с др.);
воспитательно-образовательная (воспитание через систему культуры, постижение и освоение культурных элементов, норм своей группы, народа. Воспитание культуры личности через приобщение личности к наследию культуры);
нормативная (предписание стандартов и правил, установок и способов деятельности);
игровая (командные игры, игра в театре или кино, восприятие себя через других, проигрывание своей соц. роли и пр.);
аксиологическая (ценности и идеалы);
стимулирующуая (творческая активность и деятельность);
регулирующая (создание ориентиров человеческих действий, система санкций);
гармонизирующая (релаксация);
трансляционная (передача соц. опыта, достижений, способ сохранения и воспроизводства);
социализирующая (формирование личности, освоение и приобретение соц. качеств, самореализация);
коммуникативная (накопление, переосмысление, ретрансляция соц. опыта);
интегративная (объединение индивидов одной группы, сопричастность личности к одному этносу, религии, общности, классу).