Культура как объект социологии, структура и функции культуры

Оглавление

#Культура #Структура культуры #Цель социологического исследования культуры #Функции культуры #Массовая культура #Субкультура #Контркультура
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ

Культура — это то, что связано с человеческой деятельностью.

Структура культуры:

  • образование;

  • наука;

  • искусство;

  • литература;

  • мифология;

  • нравственность;

  • политика;

  • право религия.

В рамках культурологии сегодня исследуются такие структурные элементы, как:

  • мировая и национальная культура;

  • классовая;

  • городская и сельская;

  • профессиональная и др;

  • духовная;

  • сатериальная.

Каждый из элементов культуры может делится на более дробные:

  • Материальная культура — орудия и средства труда, техника и сооружения, производство (сельскохозяйственное и промышленное), транспорт, предметы быта.

  • Духовная культура — наука, мораль, нравственность, право, религия, искусство, образование;

Цель социологического исследования культуры — установить производителей культурных ценностей, каналы и средства ее распространения, оценить влияние идей на социальные действия, на формирование или распад групп или движений.

Феномены культуры:

  1. предметный (культура как статичное образование);

  2. ценностный (творческое начало);

  3. деятельностный (динамика культуры);

  4. символический (культура состоит из символов);

  5. игровой (культура — игра, где принято играть по своим правилам);

  6. текстовой (языку как средство передачи культурных символов);

  7. коммуникативный (культура как средство передачи информации).

Функции культуры:

  • Основная (человекотворческая) Человек сам себя познает. Миропонимание, воспитание и социализация человека. 

  • Информационная Закрепление результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации. 

  • Познавательная функция Потребность в ней вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Человек получает новое знание о мире и самом себе. 

  • Коммуникативная функция Коммуникация - это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. 

  • Нормативная — необходимость поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной так и социальной. Необходимость поддерживать равновесие и порядок в социуме.

  • Ценностная Культура показывает значимость или ценность того, что в одной культуре ценно, в другой таковым не является. 

  • Духовно-нравственная — воспитательные роли культуры. 

  • Потребительская (релаксационная) Функция снятия стресса, напряжения. 

  • Интегрирующая связана с созданием системы значений, ценностей и норм.

В зависимости от вида субъекта, создающего культуру, и уровня принято различать три ее формы:

  1. элитарную;

  2. народную;

  3. массовую (общедоступную, «поп-культуру»).

Народная культура (фольклор) возникает стихийно и не имеет четко определенного автора.

Элитарная культура имеет установленное авторство (высокое искусство), это культура высокообразованных, привилегированных, «элитарных» слоев. 

Массовая культура — культура, популярная и преобладающая среди широких слоев населения в данном обществе. (Спорт, развлечения, быт, музыка, поп-музыка, литература, СМИ).

Субкультура — Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. 

Контркультура — культура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями (Отрицание ценностей господствующей культуры: самодисциплина, самоограничение в настоящем ради награды в будущем, материализм, успех в соответствии с общепринятыми правилами).