... > Социология > Культура как объект...

Культура как объект социологии, структура и функции культуры

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

В социологии культура Как объект социологии
Структура культуры. Элементы культуры внутрикультурная иерархия функции, присущие культуре
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Социология исследует закономерности взаимодействий общества и культуры, строение структуры культуры и ее функции в сочетании с социальной динамикой, участием соц. институтов и социокультурные изменения в конкретных исторических ситуациях.

В социологии культура изначально рассматривается в ее социальном аспекте, как совокупность духовных и материальных ценностей (обычай, верования, идеи, символы, нормы, искусство, техника и пр.), созданная людьми и для людей в процессе физической и интеллектуальной деятельности, удовлетворяя различные потребности и передаваемая из поколения в поколение.

Как совокупность нормативных систем культура является своеобразным способом организации, исторического развития и изменения жизнедеятельности (система норм и установок, совокупность отношений к природе, между собой и др.).

Как объект социологии, культуру традиционно рассматривают как специфический образа жизни группы людей и общества. Очевидно, разнообразные уровни, формы и виды культуры составляют определенное единство и дополняют друг друга.

Структура культуры.

Элементы культуры:

  • Ценности (духовные) и нормы (регулируют поведение), подразделяются на нормы-правила и нормы-ожидания.

  • Традиции и обычаи, обрядовая и культовая практика, символические действия.

  • Язык (устная и письменная речь).

  • Этикет, манеры и пр.

Когда критерием выступают сферы общественной жизни, выделяют политическую, экономическую, правовую, религиозную, научную, техническую, художественную культуру.

В социологии сложилась внутрикультурная иерархия, в основании которой расположена народная, затем массовая и элитарная культура. В последнее время в культурологической и социологической теориях чаще описывают деление культуры на субкультуру и контркультуру.

Все вышесказанное позволяет рассматривать функции, присущие культуре:

  • познавательная (изучение, вооружение знаниями, анализ достижений, сравнение с др.);

  • воспитательно-образовательная (воспитание через систему культуры, постижение и освоение культурных элементов, норм своей группы, народа. Воспитание культуры личности через приобщение личности к наследию культуры);

  • нормативная (предписание стандартов и правил, установок и способов деятельности);

  • игровая (командные игры, игра в театре или кино, восприятие себя через других, проигрывание своей соц. роли и пр.);

  • аксиологическая (ценности и идеалы);

  • стимулирующуая (творческая активность и деятельность);

  • регулирующая (создание ориентиров человеческих действий, система санкций);

  • гармонизирующая (релаксация);

  • трансляционная (передача соц. опыта, достижений, способ сохранения и воспроизводства);

  • социализирующая (формирование личности, освоение и приобретение соц. качеств, самореализация);

  • коммуникативная (накопление, переосмысление, ретрансляция соц. опыта);

  • интегративная (объединение индивидов одной группы, сопричастность личности к одному этносу, религии, общности, классу).