... > Социология > Методы социологии

Методы социологии

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Методы исследования Социологическое исследование Выборочное обследование Полевое исследование Метод наблюдение Социологические методы
Методы социологии Общенаучные анализ и синтез индукция и дидукция эксперимент моделирование Опрос Интервьюирование Анкетирование анализа документов Метод «фокус-группы» Метод экспертных оценок Кейс-стади (CASE STUDY)
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Методы исследования

Социологическое исследование начинается с гипотезы — утверждения, предполагающего, что одни факты связаны с другими на основе причинной зависимости. Теорией называется система взаимосоотнесенных гипотез. Социологические методы — это правила и приемы, с помощью которых факты, гипотезы и теории увязываются между собой.

Предположение о причинной связи между двумя группами фактов (например, между принадлежностью к определенному социальному классу и общественно-политической позицией) называется гипотезой. Гипотеза должна быть сформулирована так, чтобы ее можно было подтвердить или опровергнуть.

Гипотезы не являются ни с чем не связанными идеями. Они всегда основаны на одной или нескольких теориях. Теорией называется утверждение, содержащее систему взаимосвязанных гипотез. 

Социологическими методами называются правила и способы, с помощью которых устанавливается связь между фактами, гипотезами и теориями.

Со временем социология овладела разнообразными методами выявления причинно-следственных отношений в общественной жизни

Выборочное обследование

К середине XIX в. правительства многих стран регулярно проводили перепись или подсчет своего населения. В США перепись населения осуществлялась через каждые десять лет с 1790 г. Социологический опрос во многом аналогичен переписи. Его применяли Чарлз Бут при исследовании уровня бедности в Лондоне и Фредерик Ле Плэй, изучавший французские трудящиеся классы. На основе приемов использованных этими и другими европейскими социологами, был разработан современный метод выборочного обследования. Он заключается в систематическом сборе данных о поведении и социальных установках людей с помощью опроса специально отобранной группы респондентов, рассказывающих о себе и выражающих свое мнение по различным вопросам.

В настоящее время метод выборочного обследования, быть может, наиболее часто применяется в общественных науках. Его можно одновременно использовать и для описания и для объяснения социальных фактов. Исследователь начинает с тщательного определения группы людей (или других общностей, например семьи), которую он (или она) будет изучать. Эта группа называется генеральной совокупностью. К ней относятся все члены общества, обладающие заданным социальным признаком. Совокупности, изучаемые социологами, — это группы людей, которым свойственны одна или несколько общих особенностей. Часто группы бывают настолько крупными, что обследование каждого их члена требует значительных затрат денег и времени. Поэтому, исходя из практических соображений, на следующем этапе работы исследователь проводит выборку или отбор той части генеральной совокупности, которую он будет изучать. На основе правильной выборки можно получить достоверные данные, характеризующие всю генеральную совокупность.

После построения выборки надо сформулировать вопросы, на которые будет предложено ответить респондентам, входящим в выборку. Результаты опроса подлежат регистрации, классификации и суммированию (обычно с помощью компьютера) Метод выборочного обследования имеет большие достоинства. Это лучший способ получить репрезентативное представление о характерных особенностях поведения людей и их жизненных позициях. Однако, поскольку почти все данные получены здесь со слов респондентов, некоторые исследователи считают, что этот метод не очень то помогает понять более глубокий смысл ответов.

Полевое исследование

В США первые крупные исследования социальных условий проводили ученые, которые наблюдали поведение людей в ситуациях реальной жизни. Этот метод, известный под названием полевого исследования, впервые был применен в 20-х годах нашего столетия представителями «Чикагской школы», которая (как нам уже известно) господствовала в американской социологии до 40-х годов. И сегодня полевое исследование по-прежнему служит одним из главных методов социологического анализа.

Полевое исследование имеет по крайней мере одно преимущество по сравнению с методом выборочного опроса. При опросе исследователь просит людей вспомнить, как они вели себя или что они чувствовали в определенное время. В результате полученные данные оторваны от реальной жизни опрошенных. С помощью полевого метода исследователи могут решить эту проблему: они находятся на месте действия и осуществляют непосредственное наблюдение за тем, что их интересует. Например, студент-социолог, который является членом футбольной команды колледжа и может непосредственно наблюдать, как игроки прибегают к допингу, конечно же, получит более обоснованные данные, чем тот, который просто спрашивает игроков насчет употребления допинговых средств.

В силу этих причин информация, собранная на основе полевого исследования, может быть более достоверной, чем данные опроса. Вместе с тем, поскольку полевые исследования обычно охватывают какую-то одну ситуацию, их результаты также носят ограниченный характер. Поэтому исследование употребления допинга членами одной футбольной команды способно многое сказать именно о данной команде, но было бы опасно на основе этих сведений пытаться сделать обобщенный вывод о всех футбольных командах.

Метод – совокупность приемов и средств обеспечивающих оптимальное достижение эффективного результата

Методы социологии

Общенаучные: наблюдение, анализ и синтез, индукция и дидукция, эксперимент, моделирование

Анализ — метод исследования, характеризующийся выделением и изучением отдельных частей объектов исследования 

Наблюдение - это направленное восприятие и регистрация социальных фактов. Оно бывает двух типов - включенное и невключенное. Длительное и кратковременное. Полевое (сообщается суть исследования) и лабораторное (не сообщается)

К нему социологи прибегают еще реже. Считается, что прародиной и сферой, где оно до сих пор используется чаще всего, является антропология — наука о дописьменных культурах. Антропологи наблюдают образ жизни, социальные отношения и взаимодействие, обычаи, нравы и традиции забытых и малочисленных народов, племен и общин. Из антропологии в социологию пришла не только методология и методика наблюдений, но и их классификация.

Выделяют две основные разновидности: включенное и невключенное наблюдение.

Если социолог изучает поведение забастовщиков, уличной толпы, подростковой группировки или бригады рабочих со стороны (в специальном бланке регистрирует все типы действий, реакции, формы общения и т.д.), то он проводит невключенное наблюдение. Если же он встал в ряды забастовщиков, присоединился к толпе, участвует в подростковой группировке или если устроился работать на предприятие (участие может быть анонимным или неанонимным), то он проводит включенное наблюдение. Сфера охвата социологического наблюдения или совпадает. или уже выходит за сферы действия интервью.

Включенное наблюдение предполагает непосредственное участие исследователя в социальном процессе, изучение его изнутри. При невключенном наблюдении факты отслеживаются как бы со стороны, на определенной дистанции от объектов.

Основное достоинство метода – возможность непосредственного фиксировать события и явления.        Недостатки метода - неизбежность субъективизма в восприятии наблюдаемого и сложность, а порой и невозможность повторного наблюдения

Синтез — процесс соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в целое или набор.

Индукция— от частного к общему.

Дидукция- от общего к частному

Модели́рование — исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений

Социологические методы

  1. Методы количественного исследования (опрос, анкетирование, интерьвьювирование, контент-анализ и тд)

  2. Методы качественного исследования (фокус-группа, биографический метод, глубинное интервью, case-study)

Опрос предусматривает:

  • во-первых, обращение исследователя к определенной совокупности людей с вопросами, содержание которых составляет изучаемую проблему;

  • во-вторых, статистическую обработку полученных ответов;

  • в-третьих, их теоретическую интерпретацию опросы различаются следующим образом:
    1) письменные (анкетирование);
    2) устные (интервью);
    3) по месту жительства, по месту работы и в целевых аудиториях
    4) очные и заочные
    5) групповые и индивидуальные.

Интервьюирование, которое предполагает личное общение с опрашиваемым, когда исследователь сам      задает вопросы и фиксирует ответы. Оно проводится в форме либо прямого интервью («лицом к лицу»), либо опосредованного (например, телефонное интервью). 

Оно является вторым по популярности методом в социологии. Если анкету респондент заполняет самостоятельно, то в интервью вопросы зачитывает ему специалист. Его называют интервьюером.  

Когда формулировки вопросов и их порядок строго фиксированы и интервьюер не имеет права от них отклоняться, речь идет стандартизированном интервью. Оно мало чем отличается от анкетирования, недорого и позволяет опросить массу людей. Распространенный пример — телефонные интервью. Когда определена тема, план и выбраны ключевые вопросы, а все другое по ходу дела придумывает интервьюер, говорят о нестандартизированном интервью. В нем почти все вопросы открытые, и напоминает оно журналистский опрос. Его результаты практически неподдаются статистической обработке. Да это и не требуется. Цель нестандартизированного интервью разведывательная: получение информации о незнакомом явлении, углубление проблемы, выяснение подробностей, не схваченных в стандартизированном интервью. Естественно, что оно — товар штучный, количество интервьюируемых невелико.

Анкетирование, когда опрашиваемый сам заполняет анкету в присутствии анкетера или без него; может быть очным и заочным

Основные методы анализа документов:

  • традиционный (классический)

  • формализованный (контент-анализ)

Традиционный анализ - это толкование социологического содержания документа. Недостатком метода является возможность субъективизма в его восприятии и интерпретации.

Сущность контент-анализа в подсчете смысловых единиц в информационном массиве. Условия, при которых используется контент-анализ таковы:

  • необходимость высокой точности и объективности анализа;

  • большой объем материала, подлежащего систематизации;

  • значимость специфических характеристик изучаемого источника для исследования проблемы.

Метод «фокус-группы», или групповой дискуссии, используется для выяснения отношения различных слоев населения к какому-то событию или явлению. Он представляет собой направляемое исследователем обсуждение определенной выбранной темы. В котором участвуют люди, подобранные на основе специальной научно обоснованной выборки. Благодаря такой дискуссии можно, например, изучить реакцию населения на выступления политических лидеров, заявления партий, на те или иные события.

Метод экспертных оценок предполагает опрос экспертов по специально разработанной анкете. В отличие от анкеты, предназначенной для массового опроса, она не столь детализована и предназначена для оценки тех или иных явлений, прогнозирования возможных вариантов их развития, формулирования гипотез.

Кейс-стади (CASE STUDY) – детальное исследование частного случая, относящегося к определенному классу феноменов

Требования к методам: репрезентативность, достоверность, валидность, надежность.