Методика и методы социологического исследования

Оглавление

#Методология #Метод #Техника #Методика #Процедура #К основным видам социологического исследования относят #При сборе первичных данных в социологии используются четыре основных метода #Наблюдение
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
МИНИМУМ

Методология (от греческого methodos — способ познания и logos — учение, слово) — программные установки с использованием методов.

Для обозначения различных компонентов методологии используются такие понятия как метод, техника, методика и процедура.

Метод — это основной способ сбора и анализа данных.

Техника — совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода.

Методика — совокупность специальных приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь.

Процедура — последовательность всех операций, общая система действий и способов организации исследования.

Главным мотивом обращения к социологическому исследованию является получение информации о социальной проблеме.

Социологическое исследование (СИ) — система процедур: методических, методологических, организационно-технических, связанных общей целью - получить точные объективные данные об изучаемом явлении.

К основным видам социологического исследования относят:

  • разведывательное (пилотажное);

  • описательное исследование;

  • аналитическое исследование.

При сборе первичных данных в социологии используются четыре основных метода:

  • опрос (анкетирование и интервьюирование);

  • анализ документов (качественный и количественный);

  • наблюдение (включенное и невключенное);

  • эксперимент (контролируемый и неконтролируемый).

Наблюдение — один из методов СИ, который заключается в сборе первичной информации путем регистрации событий и условий, в которых они произошли.

Для обработки социологической информации используют шкалу измерений. В социологии применяются различные типы шкал, основными из которых являются:

  • номинальная шкала — фиксирует объективные признаки и характеристики (пол, возраст, образование);

  • ранговая шкала — здесь показатели располагаются по значимости, предпочтительности вариантов ответа с точки зрения опрашиваемого субъекта (холодно, тепло, горячо);

  • интервальная шкала — где объективные признаки распределяются по общепринятым искусственным эталонам (по этой шкале измеряются в основном те признаки и свойства, значение которых можно выразить числом, это — возраст, стаж работы и т.д.).

Далее первичная социологическая информация группируется. Итоги анализа информации отражаются в отчете.