Методика и методы социологического исследования
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Методология (от греческого methodos — способ познания и logos — учение, слово) — программные установки с использованием методов.
Для обозначения различных компонентов методологии используются такие понятия как метод, техника, методика и процедура.
Метод — это основной способ сбора и анализа данных.
Техника — совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода.
Методика — совокупность специальных приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь.
Процедура — последовательность всех операций, общая система действий и способов организации исследования.
Главным мотивом обращения к социологическому исследованию является получение информации о социальной проблеме.
Социологическое исследование (СИ) — система процедур: методических, методологических, организационно-технических, связанных общей целью - получить точные объективные данные об изучаемом явлении.
К основным видам социологического исследования относят:
разведывательное (пилотажное);
описательное исследование;
аналитическое исследование.
При сборе первичных данных в социологии используются четыре основных метода:
опрос (анкетирование и интервьюирование);
анализ документов (качественный и количественный);
наблюдение (включенное и невключенное);
эксперимент (контролируемый и неконтролируемый).
Наблюдение — один из методов СИ, который заключается в сборе первичной информации путем регистрации событий и условий, в которых они произошли.
Для обработки социологической информации используют шкалу измерений. В социологии применяются различные типы шкал, основными из которых являются:
номинальная шкала — фиксирует объективные признаки и характеристики (пол, возраст, образование);
ранговая шкала — здесь показатели располагаются по значимости, предпочтительности вариантов ответа с точки зрения опрашиваемого субъекта (холодно, тепло, горячо);
интервальная шкала — где объективные признаки распределяются по общепринятым искусственным эталонам (по этой шкале измеряются в основном те признаки и свойства, значение которых можно выразить числом, это — возраст, стаж работы и т.д.).
Далее первичная социологическая информация группируется. Итоги анализа информации отражаются в отчете.