Научные методы эмпирического познания социологии

Оглавление

#Социометрия #Тестирование #Опрос #Беседа #Интервью #Анкетирование #Наблюдение
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ

В социологии применяются многочисленные эмпирические методы сбора и анализа информации. Они делятся на опросные и неопросные.

  • Социометрия — изучает скрытые межличностные отношения между людьми. Морено изобрел социограмму(отслеживание динамики отношений). 

  • Тестирование — осуществляется по стандартизированным вопросам с шкалами и значениями для определения личности индивида. Имеет не свободный характер. Более индивидуально.

  • Опрос — обращение с вопросами к респондентам — может проводиться в форме бесед, интервью, анкетирования, позволяющей выявить состояние общественного мнения по тому или иному вопросу.

Беседа исследователя с испытуемым по заранее разработанной программе. Основное — тщательно продуманные вопросы. Вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными, сформулированными так, чтобы побудить мысли респондента. Избегать стоит вопросов подталкивающих или угадывающих ответ.

К общим правилам беседы относятся:

  1. Выбор компетентных респондентов,

  2. Обоснование и сообщение мотивов исследования, соответствующих интересам испытуемых,

  3. Формулировка вариантов вопросов, включающая вопросы в «лоб», со скрытым смыслом, а также проверяющие искренность респондентов.

Интервью. При использовании этого метода следует задавать тему для выяснения точек зрения испытуемого по изучаемому вопросу. Правило интервью включает создание условий, располагающих к искренности испытуемого.

Анкетирование. Читает вопросы фикс ответы. Как письменный опрос наиболее продуктивен, документален и гибок по возможностям обработки информации.

Существует несколько видов анкетирования: 

  1. Контактное – осуществляется при раздаче, заполнении и сборе заполненных анкет исследователя при непосредственном его общении с испытуемым.

  2. Заочное – организуется посредством корреспондентских связей.

  3. Прессовое – реализуется через анкету, размещенную в газете.

Типы анкет: 

  1. Открытый – анкета содержит вопросы без сопровождающих готовых ответов;

  2. Закрытый – на каждый вопрос дается готовый ответ;

  3. Смешанный – содержат элементы двух первых анкет.

Пилотаж – это пробное анкетирование на нескольких испытуемых с целю уточнения задач и гипотез исследования, а так же проверки основных вопросов.

  • Наблюдение — это непосредственное или опосредованное восприятие исследователя, изучаемых социальных явлений или процессов. опосредованным является наблюдение в том случае если реальный процесс скрыт, а его реальная картина фиксируется по каким-либо косвенным показателям.

Исследовательское наблюдение бывает двух типов: невключенным и включенным В первом случае события и факты отслеживаются со стороны, во втором — предполагается непосредственное участие наблюдателя в каком-либо событии или деятельности организации; сплошное и дискретное; открытое и конспиративное; продольное (на протяжении долго времени отслеживания) и ретроспективное(изучение в обратную сторону).

Методы наблюдения:

  • Статистические методы, с помощью которых производится накопление и систематизированное обобщение разнообразных эмпирических данных, отражающих различные состояния объекта.

  • Математические методы, которые открывают возможность для моделирования социальных процессов.

  • Метод моделирования. Модель — это схематический образец изучаемого объекта, отражающий его сущностные качества.