Наука как социальный институт
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Наука — это всеобщий инструмент познания действительности, систематизации и упорядочения знаний о ней согласно определенным принципам.
Это высокоорганизованная и квалифицированная специализированная интеллектуальная деятельность по производству и обобщению объективных знаний о мире, культуре, обществе и человеке.
Признаки науки:
Наличие конкретного объекта, предмета, методов и понятийно-категориального аппарата. Методы науки дают ответ на вопрос: «Как исследуется?»; понятия и категории — «С помощью чего исследуется?». Наука предполагает наличие специального языка – понятий и категорий.
Системность знаний.
Рациональный характер знаний (критерии познания: точность, достоверность, конкретность, логичность, проверяемость, проблемность).
Объективный и всеобщий характер знаний.
Индивидуальный и коллективный характер науч поиска (наука — явление конвенциональное).
Исторический характер научных знаний.
Эвристичность (инновативность) знаний.
Преемственность знаний.
Относительность достигнутых знаний и бесконечность процесса познания.
Самоценность знаний.
Этический характер знаний.
Функции науки:
Гносеологическая.
Мировоззренческая.
Инструментальная (преобразовательная).
Прогностическая.
Образовательно-воспитательная.
2 уровня исследования и организации знаний — эмпирический и теоретический.
Задачи эмпирического познания: наблюдать за объектом, взаимодействовать с ним, изучать его свойства, обобщать зримый опыт, осуществлять экспериментальную деятельность.
На теоретическом уровне осуществляется обобщение и объяснение эмпирических знаний, их сравнение с полученными ранее, систематизация, приведение в теорию, открытие законов. Эмпирический уровень менее проблематичный, чем теоретический.
Трёхуровневая наука:
Теоретический или фундаментальный уровень(разработка глобальных теор вопросов).
Теории среднего уровня (отраслевые или специальные разработки).
Эмпирическое или первичное обобщение данных.
Социология изучает науку как социальный институт, охраняющий автономию науки и стимулирующий деятельность ученых, направленную на получение нового и достоверного знания.
Наука — своеобразная сфера человеческой творческой деятельности, назначение которой — выработка, накопление и теоретическая систематизация научного знания, а также его использование в практической деятельности.
Научное открытие является достижением, требующим вознаграждения, которое институционально обеспечивается тем, что научный вклад ученого обменивается на вознаграждение, заключающееся не столько в деньгах, сколько в его признании — факторе, определяющем его престиж, социальный статус и карьеру.