Наука как социальный институт

Оглавление

#Признаки науки #Функции науки #2 уровня исследования #Трёхуровневая наука #Наука
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ

Наука — это всеобщий инструмент познания действительности, систематизации и упорядочения знаний о ней согласно определенным принципам.

Это высокоорганизованная и квалифицированная специализированная интеллектуальная деятельность по производству и обобщению объективных знаний о мире, культуре, обществе и человеке. 

Признаки науки: 

  1. Наличие конкретного объекта, предмета, методов и понятийно-категориального аппарата. Методы науки дают ответ на вопрос: «Как исследуется?»; понятия и категории — «С помощью чего исследуется?». Наука предполагает наличие специального языка – понятий и категорий. 

  2. Системность знаний. 

  3. Рациональный характер знаний (критерии познания: точность, достоверность, конкретность, логичность, проверяемость, проблемность). 

  4. Объективный и всеобщий характер знаний.

  5. Индивидуальный и коллективный характер науч поиска (наука — явление конвенциональное). 

  6. Исторический характер научных знаний. 

  7. Эвристичность (инновативность) знаний. 

  8. Преемственность знаний. 

  9. Относительность достигнутых знаний и бесконечность процесса познания. 

  10. Самоценность знаний.

  11. Этический характер знаний.

Функции науки: 

  1. Гносеологическая.

  2. Мировоззренческая.

  3. Инструментальная (преобразовательная).

  4. Прогностическая. 

  5. Образовательно-воспитательная. 

2 уровня исследования и организации знаний — эмпирический и теоретический.

Задачи эмпирического познания: наблюдать за объектом, взаимодействовать с ним, изучать его свойства, обобщать зримый опыт, осуществлять экспериментальную деятельность.

На теоретическом уровне осуществляется обобщение и объяснение эмпирических знаний, их сравнение с полученными ранее, систематизация, приведение в теорию, открытие законов. Эмпирический уровень менее проблематичный, чем теоретический.  

Трёхуровневая наука: 

  1. Теоретический или фундаментальный уровень(разработка глобальных теор вопросов). 

  2. Теории среднего уровня (отраслевые или специальные разработки). 

  3. Эмпирическое или первичное обобщение данных. 

Социология изучает науку как социальный институт, охраняющий автономию науки и стимулирующий деятельность ученых, направленную на получение нового и достоверного знания. 

Наука — своеобразная сфера человеческой творческой деятельности, назначение которой — выработка, накопление и теоретическая систематизация научного знания, а также его использование в практической деятельности. 

Научное открытие является достижением, требующим вознаграждения, которое институционально обеспечивается тем, что научный вклад ученого обменивается на вознаграждение, заключающееся не столько в деньгах, сколько в его признании — факторе, определяющем его престиж, социальный статус и карьеру.