... > Социология > Неопозитивизм в русской...

Неопозитивизм в русской социологии (П.А. Сорокин, К.М. Тахтарев, А.С. Звоницкая)

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

А.С.Звоницкая, К.М.Тахтарев, П.А.Сорокин социология системные комбинации взаимодействий разного толка неопозитивизм
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Одновременно с неокантианством, в период начала ХХ века в России набирает силу новое методологическое направление — неопозитивизм.

Его приверженцами были А.С.Звоницкая, К.М.Тахтарев, П.А.Сорокин. В отличие от позитивизма, направлявшего свой исследовательский взор на поиск социальных факторов, неопозитивизм обращался к исследованию социальных связей, социальному взаимодействию, социальному общению, социальному поведению.

Исследование общества неопозитивисты начинали с изучения поведения отдельного человека, малых групп, локальных сообществ с тем, чтобы на этих достоверных данных выстраивать конструкцию общественной организации. Для исследования поведения индивидов и групп применялся входивший тогда в моду бихевиоризм. Таким образом, новая методология вывела социологию на совершенно иной уровень знания. Выводы социолога базировались на эмпирической базе, а весь анализ предпринимался с конкретной целью, имеющей не только теоретическое, но и прикладное значение.

Наиболее ярким из социологов этого направления следует признать Питирима Александровича Сорокина. Понятие социальное взаимодействие использовалось многими русскими учеными: Н. Кареевым, Е. Котляковским, Е. Роберти и другими. Однако именно П. Сорокин подводит концептуальную базу под его собственно социологические интерпретации. Он рассматривает социальное взаимодействие как родовое понятие различных проявлений общественной жизни, которая представляет собой системные комбинации взаимодействий разного толка. Именно это факт позволил П. Сорокину считать социальное взаимодействие универсальной моделью группы и общества в целом.

С точки зрения Тахтарева, «социология — есть наука, которая изучает общественную жизнь, взятую в целом, выясняет общественные явления в их естественных и необходимых соотношениях и устанавливает выражающиеся в них закономерности». Самым наглядным проявлением общественной жизни, с точки зрения Тахтарева, является «общение сожительствующих людей».

Следовательно, социология должна обращаться к трём фундаментальным явлениям социальности:

  • сожитию как основе общественной жизни;

  • общению, лежащему в основе любой общественной связи;

  • человеку как сообщественнику, субъекту социальной жизни.

Общение в этой системе играет ключевую роль. Социология ориентирована на структурно-функциональный анализ общественного сотрудничества. Большое значение имеет использование статистико-социологического метода, с помощью которого соотношения социальных явлений можно выражать на языке чисел и тем приблизить социологию к точным наукам.

С точки зрения Звоницкой, суть теоретической социологии заключается в выяснении классификационного признака общественности, анализе методов социологии, её логических и исторических категорий. Изучение отдельных циклов общественности есть задача частных социальных наук. Для построения теоретической социологии необходимо определить видовой признак понятия общества, каковым Звоницкая считает социальную связь.

В основе человеческой жизни лежит общение, в ходе которого образуется ткань общества, его культура, формируется личность. В процессе развития личности имеют место 3 момента:

  • приобретение личностью сведений об окружающей психологической среде (социализация);

  • обобщение, типологизация полученных сведений (самосознание);

  • предположение о наличии сходных обобщений у других личностей, т.е. согласование совместной деятельности.