... > Социология > Общение как социально-психологический...

Общение как социально-психологический феномен. Функции общения

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Общение фазы зоны восприятия пространства В структуре общения различают Структурные компоненты общения как коммуникативной деятельности Виды общения по средствам Виды общения по целям По опосредованности Функции общения
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Общение — это сложный, многоплановый информационный процесс взаимодействия людей, порождаемый потребностями совместной деятельности; самостоятельный вид человеческой деятельности и атрибут других видов человеческой деятельности.

В процессе общения происходит передача и прием сообщения с помощью вербальных и невербальных средств. Процесс общения включает как прямую, так и обратную связь, в результате чего происходит обмен информацией между участниками общения, ее восприятие и познание ими, а также их влияние друг на друга и взаимодействие.

Общение присуще всем высшим живым существам. Человеческое общение является наиболее совершенным видом общения, так как процесс общения происходит осознанно и опосредован речью.

В процессе общения выделяют следующие фазы:

  • фаза взаимонаправленности;

  • фаза взаимоотражения (психическое отражение партнера, то есть осознание индивидом ситуации действия);

  • фаза взаимоинформирования (собственно действие);

  • фаза взаимоотключения (свертывания контакта).

При общении выделяют три зоны восприятия пространства:

  • интимная (20-30 сантиметров до тела человека) — для очень близких людей;

  • личностная (один метр до тела человека) — для людей, с которыми установлены ровные отношения;

  • социальная (три метра до тела человека) — допускаются все за исключением тех, кто не приятен человеку и вызывает у него дискомфорт.

В структуре общения различают:

  • коммуникативную сторону;

  • интерактивную сторону;

  • перцептивную сторону.

Структурные компоненты общения как коммуникативной деятельности:

  • субъект общения — коммуникатор;

  • объект общения — реципиент;

  • предмет общения — содержательная часть отправляемой информации;

  • действия общения — единицы коммуникативной активности;

  • средства общения — операции, с помощью которых осуществляются действия общения;

  • продукт общения — образование материального и духовного характера, как итог общения.

Виды общения по средствам:

  • вербальное общение;

  • невербальное общение.

Виды общения по целям:

  • биологическое общение связано с удовлетворением основных органических потребностей и необходимо для поддержания, сохранения и развития организма;

  • социальное общение направлено на расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

По опосредованности:

  • непосредственное;

  • опосредствованное общение;

  • прямое общение;

  • косвенное общение.

Функции общения — это роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека:

  • информационно-коммуникативная;

  • побудительная функция;

  • интегративная функция;

  • функция социализации;

  • координационная функция;

  • функция понимания;

  • регуляционно-коммуникативна;

  • аффективно-коммуникативная.