Огюст Конт — основатель позитивизма

Оглавление

#французский мыслитель Огюст Конт #Социальная статика #позитивизм
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ

Исторически первым направлением в социологии был позитивизм (Positivus — «положительный»). Суть его состояла в том, чтобы сформировать новую систему знаний об обществе на основе использования законов и методов естественных наук. Возник он как противопоставление умозрительному, абстрактному теоретизированию. С точки зрения позитивизма основная задача социологии состояла в том, чтобы эмпирическим и аналитическим путём, основываясь на фактах исследовать социальные явления, только, в, этом, случае, она могла быть позитивной, т. е. способной успешно решать проблемы реальной жизни общества.

Родоначальник социологии — французский мыслитель Огюст Конт (1798–1857), перу которого принадлежит целый ряд работ. Некоторые из них были изданы на русском языке, но, к сожалению, только в дореволюционное время (впрочем, это характерно для значительной части работ западных социологов XIX–начала XX вв.).

Конт считал, что социология должна основываться на фактах и исследовать, подобно естествознанию, социальные явления эмпирически и аналитически. Это позволит ей уйти от умозрительных абстрактных построений и стать позитивной, т.е. способной положительно решать проблемы жизни общества. Постоянно сравнивая социологию с естествознанием, доминирующим в то время, Конт называет ее социальной физикой, имея в виду создание позитивной науки об обществе, предметом которой выступало бы открытие его фундаментальных законов.

Аналогия, а временами и отождествление социологии с социальной физикой привели Конта к выделению в ней социальной статики и социальной динамики. Социальная статика изучает общество как состояние целостности и равновесия его элементов, социальная динамика — как развитие и переход от одного состояния общества к другому. При изучении социальной статики, по Конту особое внимание необходимо обратить на такой элемент как семья, распад которой будет означать распад общества, ведь из неё образуются более крупные элементы социальной системы – род, племя, народ и т.д. Для рассуждений Конта о семье характерен консерватизм. Поскольку женщина, по мнению Конта существо находящееся на более низком уровне развития по сравнению с мужчиной, она изначально не может быть равной мужчине. Однако она превосходит мужчину по силе любви, которая иногда значит более, чем разум.

Основным методом в социологии является, по Конту, наблюдение социальных фактов. Оно придает науке объективность, поскольку сам наблюдатель имеет дело с фактами, существующими до и независимо от него. Вторым по значимости методом социологии Конт считал эксперимент, под которым понимал наблюдение за изменением предмета, процесса, явления в результате специально создаваемых условий. Третий из широко используемых им методов — сравнительный, состоящий в сопоставление жизни различных народов. Исторический метод, четвёртый, направлен на выявление тенденций развития общества, он призван связать прошлое, настоящее и будущее.

Рассуждения о методах в социологии — один из наиболее рациональных аспектов системы Конта.

Существенное значение для социологии как новой науки имел тезис Конта о необходимости строгой эмпирической проверки рассматриваемых положений.

При ее осуществлении следует руководствоваться тремя основными принципами: эмпиризмом, позитивизмом и физикализмом.

Можно установить без большого труда, что Конт подлинно социологическими считает лишь те знания и исследования, которые основываются на образцах естественных наук. Поскольку главным оказывается для него факт — наблюдаемое физическое поведение, постольку отсюда следует недооценка им роли теоретических обобщений.

Конт сумел довольно полно синтезировать основные социально-философские идеи и практические потребности своего времени. Он оказал большое влияние на формирование социологии как самостоятельной науки:

  • критиковал умозрительный, чисто абстрактный подход к изучению общественной мысли;

  • апеллировал к положительному, опытному знанию и историко-сравнительному методу исследования;

  • признавал эволюционный характер социальных процессов и их закономерность;

  • обращал внимание на изучение структуры общественной жизни.

Тем не менее значение работ Конта для последующего развития социологии велико. Не случайно современные западные социологи называют его отцом социологии, поскольку он дал ей имя и программу. В работах Конта содержатся предпосылки для перехода к конкретным эмпирическим исследованиям. Он оказал значительное влияние на последующее развитие социологической мысли (концепции Э.Дюркгейма, Т. Парсонса и др.). Об этом свидетельствуют его идеи строгого отбора социальных фактов, понимание общества как органического целого, отказ от умозрительного и абстрактно-спекулятивного подхода к нему. Именно эти взгляды французского мыслителя и оказались наиболее предпочтительными для дальнейшего прогресса социологии.