- ГЛАВНАЯ >
- ПРЕДМЕТЫ >
- СОЦИОЛОГИЯ >
- ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА». ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ
Определение понятия «культура». Функции культуры
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Культура – совокупность духовных и материальных ценностей (обычай, верования, идеи, символы, нормы, искусство, техника и пр.), созданная людьми и для людей в процессе физической и интеллектуальной деятельности, удовлетворяя различные потребности и передаваемая из поколения в поколение.
Понятие культуры исторически изменялось, развивалось и дополнялось. Зарождаясь как описание процессов преобразования природы человеком, затем как воспитания и образования, термин «культура» начинает широко использоваться к концу 18 века как аспект жизни общества.
Как совокупность норм, предписаний, правил и идеалов культура является программой деятельности, общения, своеобразным способом организации и исторического развития (система норм и установок, совокупность отношений к природе, между собой и др.).
Культура создается только людьми и для людей, культуре можно обучать, ее можно прививать. Не передаваясь генетически, каждое новое поколение воспроизводит культуру, сохраняет, дополняет или изменяет ее и передает следующему поколению. Так возникает процесс социализации – через усвоение норм, систем ценностей, верований, прав человека и идеалов формируется личность и регулируется его поведение.
Каждое общество обладает собственной культурой или социокультурной средой, чаще всего они совпадают или имеют точки пересечения с культурами других обществ.
Культуру в социологии традиционно рассматривают как специфический образ жизни группы людей и общества, разделяя на материальную, духовную (СМИ, религия, мифология, мораль и др.), в виду того что она связана с творчеством человека его повседневной практикой, коммуникацией и отражением.
Основными функциями культуры принято считать:
познавательную (изучение, вооружение знаниями, анализ достижений, сравнение с др.);
игровую (командные игры, игра в театре или кино, проигрывание своей соц. роли и пр.);
аксиологическую (ценности и идеалы);
стимулирующую (творческая деятельность);
регулирующую (создание ориентиров человеческих действий, система санкций);
гармонизирующую (релаксация);
трансляционную (передача соц. опыта, достижений);
социализирующую (формирование личности);
гедонистическую (наслаждение произведениями, искусством, удовольствия);
коммуникативная (накопление, переосмысление и трансляция социального опыта).