Опрос как основной вид социологического исследования. Его разновидности и возможности, ограничения опросного метода.
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Проводимый опрос должен отвечать следующим требованиям:
длительность не должна превышать 30–40 мин;
интерес к предмету опроса должен не снижаться, а постепенно нарастать;
первый вопрос должен быть нейтральным;
трудные вопросы надо располагать в середине анкеты, чтобы «подвести» респондента к теме;
вопросы должны быть ясными, четкими, понятными опрашиваемым;
вопросы анкеты различающиеся между собой.
Информация о фактах и отношении к ним, о нормах и мотивах поведения, об интенсивности мнения, о поведении в настоящем и прошлом служит основанием деления их по содержанию.
Ответы на вопросы, дающие информацию о факте, содержат объективные сведения об отвечающем на анкету (возраст, образование, профессия, доход и т.п.).
Распространенной формой социологических опросов являются интервью, которое предоставляет собой своеобразную целенаправленную беседу «с глазу на глаз» с опрашиваемым.
Виды интервью:
свободное интервью не имеет плана и заранее сформулированных вопросов. Его проводят социологи, которые сами определяют тему беседы, формулируют вопросы, их последовательность, уточняют тему и т.д.;
глубинное интервью преследует цель получить информацию, свидетельствующую о наличии того или иного социального факта, явления и объясняющую причины появления данных фактов, явлении;
фокусированное (направленное) интервью — изучение общественного мнения относительно конкретного факта, ситуации.