... > Социология > Опрос в социологическом...

Опрос в социологическом исследовании и его основные виды

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Опрос информацию пяти типов По способу распространения анкет опросы подразделяются По типу исследовательских задач По уровню компетентности респондентов Методы опроса используются для того, чтобы
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Опрос — это метод сбора данных, при котором исследователь получает информацию непосредственно от представителей населения, отобранных таким образом, чтобы на основании их ответов можно было с достаточной надежностью делать выводы обо всем населении или о какой-то его части.

Такая информация может быть получена либо с помощью очного или телефонного интервью, либо с помощью заполнения опрашиваемыми анкет-вопросников, доставленных им по почте или кем-то, проводящим опрос. Лица, которые отвечают на вопросы, называются респондентами.

Опрос предоставляет исследователю информацию пяти типов: факты, знания (perceptions), мнения (opinions), отношения (attitudes) и поведенческие отчеты. В разряд фактов биографические сведения о респонденте, которые могут оказаться существенными при интерпретации других данных. К разряду знаний относятся суждения опрашиваемого об окружающем мире, то есть, то, что человек знает о нем. В разряде мнений находятся суждения респондента о его предпочтениях или взглядах на определенные предметы и события. К отношениям причисляют сравнительно устойчивые настроения респондентов и их оценки определенных событий, явлений, людей. Поведенческие отчеты — это утверждения опрашиваемых о том, как они поступают в том или ином случае.

По способу распространения анкет опросы подразделяются на:

  • раздаточные (анкетный опрос, при котором анкетер лично вручает анкету и либо ждет, пока она заполняется, и тут же получает ее – очный раздаточный опрос, либо получает заполненную анкету через несколько дней – заочный раздаточный опрос);

  • почтовые (анкета по предварительному согласию высылается и получается через почту);

  • прессовые (анкета предлагается читателю через печатный орган);

  • телетайпные (при этом способе распространение и сбор инструментария и сопровождающих его документов осуществляется с помощью телетайпно-телеграфной сети).

По типу исследовательских задач опросы бывают :

  • глубинный (нацелен на получение поисковой информации);

  • фокусированный (собираются данные по конкретной ситуации);

  • стандартизированный (нацелен на получение статистической информации);

  • социометрический (нацелен на получение информации о взаимоотношениях в малых группах).

По уровню компетентности респондентов различают :

  • массовый опрос (мнение неспециалиста по той или иной теме);

  • массовый опрос в сотрудничестве с исследователем (предполагает информацую помощь респонденту со стороны анкетера в осмыслении анализируемой ситуации);

  • симптоматический опрос (достаточное знание у респондента общей информации без глубокого осмысления задач и целей исследования);

  • экспертный опрос (опрос специалистов по анализируемой проблеме).

Одним из наиболее распространенных видов опроса является анкетирование. Помимо анкетирования применяется метод интервьюирования.

Разновидностью опроса являются исследовательская беседа, а также экспертный опрос. Исследовательская беседа по форме близка к свободному интервью, характеризуется совместным − исследователя с респондентом − поиском истины, методически близка к экспертному опросу. Метод экспертной оценки применяется в ситуации, когда для оценки какого-либо явления трудно или вообще невозможно выделить объект − носитель проблемы и, соответственно, использовать его в качестве источника информации. Чаще всего такие ситуации связаны с попыткой прогнозировать изменение того или иного социального явления, процесса; с необходимостью представить состояние интересующего исследователя предмета через один, два, пять и более лет или дать объективную оценку таким сторонам деятельности и качествам людей, по которым их самооценка может оказаться искаженной. Подобная информация может исходить только от компетентных лиц − экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования. Опросы компетентных лиц именуются экспертными, а результаты опросов − экспертными оценками.

В наиболее общем виде можно выделить две основные функции экспертного опроса в социологическом исследовании: оценка состояния, включая причины и прогноз тенденций развития различных явлений и процессов социальной действительности. Чем отличается экспертная оценка от информации, получаемой в результате анкетирования? Экспертная оценка стремится к согласованности, единообразию оценок и мнений. Кроме этого, достоверность данных не зависит от большой численности опрошенных, так как, в связи с высокой компетентностью экспертов, мнение даже одного эксперта может оказаться достаточно обоснованным и достоверным.

Методы опроса используются для того, чтобы выяснить, понимают ли исследуемые те или иные задачи, жизненные ситуации, а также с целью получить информацию об интересах, взглядах, чувстве, мотивы деятельности и поведение личности. Названные методы используются для собирания информации, источником которой есть словесное сообщение, суждение опрашиваемого. Они основываются на непосредственной (беседа, интервью) или опосредствованной (анкетирование) социально-психологическом взаимодействии исследователя и опрашиваемого (респондента). 

В ходе беседы получение информации происходит на основе вербальной (словесной) коммуникации. Руководитель, используя этот метод, ставит себе целью выяснить определенные представления работника, его мысли, понятие, цели, какие человек ставит перед собою в своей профессиональной деятельности, ее трудовые интересы, трудность, содержание переживаний, отношение к работе и т.п.. Знание намерений работника, его моральных качеств, мировоззрения, направленности дает возможность довольно точно прогнозировать поведение личности в тех или других ситуациях, возможность обобщить опыт практиков и обнаружить вопросы, которые потом поддаются специальной экспериментальной проверке.

Zaka-zaka [CPS] RU + CIS

Полезные ссылки:

zaka-zaka

Покупай игры выгодно

РЕКЛАМА, ООО «ГЕЙБСТОР» ИНН: 7842136365

zaochnik

Срочная помощь в написании всех видов работ

РЕКЛАМА, ООО «ЗАОЧНИК.КОМ.» ИНН: 7710949967

skyeng

Лучшие из курсов английского в Skyeng

РЕКЛАМА, ОАНО ДПО «СКАЕНГ» ИНН: 9709022748