Опрос в социологическом исследовании, его основные особенности

НАВИГАЦИЯ ПО ОТВЕТУ

Задача опросов в обществе Опрос ряда обстоятельств Различают вопросы
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Опрос — метод сбора первичной социологической информации посредством вопросов к определенной группе людей (респондентов).

Виды опросов:

  1. письменные (анкеты, тесты);

  2. устные (интервью);

  3. очные;

  4. заочные.

Специфика опросов

Источником информации является человек, т.е. непосредственный участник исследуемых явлений. Полученная информация связана с его опытом и интересами. В этой информации социальная реальность преломляется в индивидуальном сознании.

Опрос — это разновидность общения, и его результаты зависят от ряда обстоятельств:

  1. психологическое состояние респондента в момент опроса;

  2. ситуация опроса (условия, которые должны быть благоприятны для общения);

  3. содержание анкеты или устного вопроса (проблема применения вопросов различных типов и их адекватного понимания респондентом).

Различают вопросы:

  1. открытые;

  2. закрытые (с перечнем вариантов ответов);

  3. прямые, личные;

  4. косвенные, безличные;

  5. проблема достоверности информации;

  6. качество работы анкетера или интервьюера. Подразумевается, что опрос как общение связан с общими принципами общения. Здесь важно учитывать стереотипы восприятия речи и внешности, последовательность действий.

Социальная и социологическая роль опросов

Задача опросов в обществе — обеспечить двухсторонний поток информации между управляющими и управляемыми, предоставить данные необходимые для принятия решений.

Для социологии опрос при правильном применении позволяет получить сведения о субъективном мире людей, их мнениях, склонностях, мотивах действий.

Обычно опросы проводятся на выборочной совокупности (выборке). Выборка формируется с помощью статистических методов и должна представлять собой микромодель генеральной совокупности, т.е. модели исследования. Свойства выборки представлять свойства генеральной совокупности называется репрезентативностью.