Опросные методы в социальной психологии
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Опрос — это метод целенаправленного получения информации о социально-психологических явлениях путем заочного или очного общения практического психолога с опрашиваемым.
Типы опросов:
интервьюирование;
анкетирование.
Интервью — вербальный непосредственный опрос, в котором психолог (интервьюер) стремится получить информацию от опрашиваемого (респондента) или группы лиц.
Виды интервью, используемые в социально-психологических исследованиях:
по количеству опрашиваемых и целям диагностирования:
индивидуальное интервью, целью которого является изучение личностных особенностей респондентов:
клинические — направлены на выявление акцентуаций;
глубинные — состоят в выяснении событий и переживаний опрашиваемого в прошлом, находящихся в глубинах памяти;
фокусированные — внимание респондента фокусируется на определенных жизненных событиях, проблемах;
групповое интервью используется как способ сбора информации о мнениях, настроениях, установках группы в целом;
массовые интервью используются для диагностики массовых социально-психологических явлений;
по степени формализации:
стандартизированное интервью — формулировки вопросов и их последовательность определены заранее, они одинаковы для всех опрашиваемых. Достоинством метода является сведение до минимума ошибок при формулировании вопросов, благодаря чему полученные данные более сравнимы друг с другом. Недостаток метода состоит в несколько «формальном» характере опроса, затрудняющем контакт между интервьюером и опрашиваемым. Применяется при необходимости исследовать большое количество людей (несколько сотен или тысяч);
нестандартизированное интервью — характеризуется гибкостью и вопросы варьируются в широких пределах, интервьюер руководствуется лишь общим планом интервью и в соответствии с конкретной ситуацией формулирует вопросы. Преимуществом данного вида интервью является возможность задавать дополнительные вопросы, обусловленные конкретной ситуацией, что приближает его к обычной беседе и вызывает более естественные ответы. Недостаток такого интервью кроется в трудностях сопоставления полученных данных вследствие вариаций в формулировках вопросов. Используется на ранних стадиях исследования, когда необходимо предварительное знакомство с изучаемой проблематикой;
полу-стандартизированное или «фокусированное» интервью — осуществляется при помощи «путеводителя» интервью с перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов. Основные вопросы должны быть заданы каждому опрашиваемому, дополнительные вопросы задаются в зависимости от ответов опрашиваемого на основные вопросы. Данная методика позволяет интервьюеру варьировать в пределах рамок «путеводителя». Полученные данные при этом более сопоставимы.
Анкетирование — метод, с помощью которого психолог (анкетер) получает информацию от респондентов опосредованно с помощью анкеты (вопросника), составленной определенным образом в соответствии с целями исследования.
Анкетирование используется при:
выяснении отношения людей по острым дискуссионным или интимным вопросам;
необходимости опросить большое число людей.
Способы анкетирования:
рассылка анкет по почте;
распространение анкет в СМИ;
вручение анкет по месту жительства или работы.
Достоинства опросов состоят в том, что они дают исследователю информацию, которую невозможно получить иным образом. Опрос может выступать как средство сбора первичной информации и служить для уточнения, и контроля данных других методов.
Недостатки данного метода кроются в субъективности полученных данных, которые во многом основаны на самонаблюдении опрашиваемых.