Опросный метод: сущность и основные виды
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Опрос — вопросно-ответный способ сбора данных, при котором источником информации выступает словесное сообщение опрашиваемых (респондентов).
Преимущества:
организационные преимущества;
относительная дешевизна;
массовость;
универсальность и содержательность полученной информации;
возможность максимального использования технических средств для обработки данных.
Недостатки:
на качество полученной информации влияет личность респондента — уровень его образования, культуры, свойства памяти, отношение к исследуемой проблеме и др., а также личность самого исследователя — уровень его профессионализма, коммуникативные способности и т.д.
Виды опроса:
анкетный опрос;
интервью;
социометрический опрос;
экспертный опрос.
Анкетный опрос — это метод сбора первичной социологической информации посредством заполнения респондентом анкеты. Анкета — вид социологического инструментария, представляющего собой совокупность структурированных определенным образом вопросов, логически связанных между собой, с задачами и целями исследования.
Социологическое интервью — наиболее гибкий метод сбора социологической информации, предполагающий проведение беседы, основанной на непосредственном, личном контакте социолога и респондента.
По форме и технике опроса (по степени формализации):
нестандартизированное (свободное) интервью;
стандартизированное (формализованное);
полустандартизированное интервью;
Социометрический опрос — опрос, применяемый в малых социальных группах с целью выявления межличностных отношений между членами группы, неформальных лидеров групп.
Экспертный опрос — разновидность опроса, в ходе которого респондентами являются эксперты — высококвалифицированные специалисты в определенной области деятельности.
Формы экспертного опроса:
Очная:
Свободное интервью экспертов.
Анкетный опрос экспертов.
«Мозговая атака» («мозговой штурм»).
Заочная:
Почтовый анкетный опрос экспертов.
Дельфийская техника.