Опросный метод: сущность и основные виды

Оглавление

#Опрос #Виды опроса #Анкетный опрос #Социологическое интервью #Социометрический опрос #Экспертный опрос #Формы экспертного опроса
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ

Опрос — вопросно-ответный способ сбора данных, при котором источником информации выступает словесное сообщение опрашиваемых (респондентов).

Преимущества:

  • организационные преимущества;

  • относительная дешевизна;

  • массовость;

  • универсальность и содержательность полученной информации;

  • возможность максимального использования технических средств для обработки данных.

Недостатки:

  • на качество полученной информации влияет личность респондента — уровень его образования, культуры, свойства памяти, отношение к исследуемой проблеме и др., а также личность самого исследователя — уровень его профессионализма, коммуникативные способности и т.д.

Виды опроса:

  • анкетный опрос;

  • интервью;

  • социометрический опрос;

  • экспертный опрос.

Анкетный опрос — это метод сбора первичной социологической информации посредством заполнения респондентом анкеты. Анкета — вид социологического инструментария, представляющего собой совокупность структурированных определенным образом вопросов, логически связанных между собой, с задачами и целями исследования.

Социологическое интервью — наиболее гибкий метод сбора социологической информации, предполагающий проведение беседы, основанной на непосредственном, личном контакте социолога и респондента.

По форме и технике опроса (по степени формализации):

  • нестандартизированное (свободное) интервью;

  • стандартизированное (формализованное);

  • полустандартизированное интервью;

Социометрический опрос — опрос, применяемый в малых социальных группах с целью выявления межличностных отношений между членами группы, неформальных лидеров групп.

Экспертный опрос — разновидность опроса, в ходе которого респондентами являются эксперты — высококвалифицированные специалисты в определенной области деятельности.

Формы экспертного опроса:

  • Очная:

    • Свободное интервью экспертов.

    • Анкетный опрос экспертов.

    • «Мозговая атака» («мозговой штурм»).

  • Заочная:

    • Почтовый анкетный опрос экспертов.

    • Дельфийская техника.