Основные этапы институциализации социальной работы

Оглавление

#этап институционализации социальной работы #Первый этап #Второй этап #На третьем этапе #попытки аккумулировать теории социальной работы #оформлением тенденции к унификации теорий социальной работы #Современный период
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ

Социальная работа в ходе исторического развития прошла свои специфические формы институций: от милостыни, общественного призрения до государственной системы социальной помощи и обслуживания населения. На начальном этапе институты социальной работы решали лишь конкретные задачи текущего момента. Затем появляется необходимость передачи накопленного опыта решения конкретных задач и образуется потребность в оформлении первичных теоретических представлений на сложившуюся практику социальной работы. Таким образом, сформировалось специфическое образовательное пространство, и были заложены основы теоретических обобщений практики социальной работы.

Во второй половине ХХ в. процесс развития практики социальной работы значительно активизировался, начался этап институционализации социальной работы. В каждой стране особенности течения социальных проблем внесли определенную специфику как в образовательные модели, так и в практическую деятельность в области социальной работы. 

И. Ф. Албегова в своем исследовании процесса институционализации социальной работы в России и за рубежом предлагает следующую периодизацию:

  • Первый этап развития социальной работы датируется началом ХХ в., когда М. Ричмонд сформировала теоретические подходы, связанные с содержанием индивидуальной работы со случаем. В эти же годы активно внедряются в практику социальной работы идеи З. Фрейда.

  • Второй этап (1920 – 1930-е гг.) характеризуется актуализацией и интерпретацией таких феноменов, как наследственность, физиологическое развитие индивида, развитость интеллекта. Объяснительной базой ситуаций жизненного мира клиента становится психиатрия и психология. В этот период получают распространение разнообразные концепции «интервенций».

  • На третьем этапе (1930 – 1950-е гг.) разворачивается полемика между диагностической и функциональной школами по вопросу приоритетов методов поддержки. Диагностическая школа в центр теоретических изысканий поставила не клиента, а социального работника и ряд процедур: диагностику проблемы, предписания, план лечения. Функциональная школа базировалась на психологии развития и философии экзистенциализма. С точки зрения представителей этой школы предшествующие события не играли важной роли для клиента, а социальный работник выступал как его помощник и фасилитатор, презентующий взаимоотношения, повышающий и развивающий скрытый потенциал нуждающегося человека.

В 1950 – 1970-е гг. были предприняты попытки аккумулировать теории социальной работы, наблюдался рост теорий в практике индивидуальной работы со случаем, а также значительно расширился спектр теорий социальной работы с группой и в микросоциальной среде.

Период 1970 – 1990-х гг. характеризуется оформлением тенденции к унификации теорий социальной работы. В основном, концепции формируются вокруг процесса социального функционирования, доминируют термины и понятия, связанные с теорий систем.

Современный период (с 1990-х гг.) отличается методологическим плюрализмом в подходах к социальной работе как общественному явлению, виду человеческой деятельности, и профессиональной в том числе, ее основным субъектам и объектам, их проблемам и практическим методам их решения. Достаточно актуальными в настоящее время стали разработка теоретических основ современной социальной работы, ее соотношение с социальными технологиями, их разграничение и обоснование важнейших направлений социальной работы.