Основные методы сбора информации в социологии
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
В практике социологических исследований выделяются три основных метода сбора информации: опрос (один из самых широко используемых методов), наблюдение и анализ документов.
Метод опроса позволяет получить информацию о мнениях, оценках и намерениях человека, как заочно, так и непосредственно. По процедуре опрос может быть индивидуальный и групповой, по форме проведения — устный и письменный, по способу коммуникации — личный и заочный. В зависимости от конструкции вопросов — открытый (все варианты ответов дает респондент) и закрытый (отвечает сам). В основе лежит опросник, анкета. Способы анкетирования: почтовое, прессовое, раздаточное.
Наблюдение — метод сбора первичной информации об изучаемом объекте путем непосредственного изучения социального явления в естественных условиях. Объектом наблюдения могут быть отдельные индивиды и группы, их деятельность, зависимость между индивидами и группами, обстановка. Различают полевое и экспериментальное наблюдение, включенное и невключенное и т.д.
Метод анализа документов базируется на изучении документальных источников. Различают традиционный анализ документов (все многообразие умственных операций направленных на интерпретацию содержащихся в документе сведений с определенной точки зрения принятой исследователем в конкретном случае, недостаток — субъективность мнения о документе) и контент-анализ (метод группировки текстов, использование стандартизированных показателей, для поиска, учета и подсчета массовости тех или иных показателей текста. Отвечающие на простые вопросы: «Что?», «кто?», «кому?», и «с каким результатом?», сначала изучаются легко подсчитываемые признаки, свойства документа, которые отражают существенные стороны содержания документа, таким образом результат более объективен), каждый из которых имеет свою специфику и особенности.