- ГЛАВНАЯ >
- ПРЕДМЕТЫ >
- СОЦИОЛОГИЯ >
- ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ, СТИМУЛЫ И МОТИВЫ ТРУДА. СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Отношение к труду, стимулы и мотивы труда. Социально-трудовые отношения
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Нам важно твое мнение
Остался ли ты доволен контентом, который опубликован на этой странице?
Спасибо, принято!
Напиши, что не так с вопросом в форме обратной связи, мы постараемся разобраться в ближайшее время.
Труд — это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей.
Отношение к труду — понятие, означающее совокупность реальных мотивов трудовой деятельности личности, таких, например, как ориентация на заработок, на отношения с коллегами, на общественную значимость труда, его содержание, достижение признания или определенного социального статуса.
Мотив — осознанное внутреннее побуждение человека к какому-либо действию.
Мотивация — процесс побуждения человека к какой-либо деятельности, для достижения определенных целей.
Функции мотивов:
ориентирующую, направляющую поведение работника при выборе альтернативных вариантов;
смыслообразующую, формирующую субъективную значимость того или иного поведения работника;
опосредующую, показывающую степень влияния на трудовое поведение работника внутренних и внешних побудительных сил;
мобилизующую, проявляющуюся в том, что для реализации значимых для работника целей он мобилизует собственные силы и возможности;
оправдательную, отражающую отношение работника к определенной норме поведения.
Виды мотивов:
мотивы стадности, основанные на потребности быть причастным к делам коллектива;
мотивы самоутверждения, свойственные квалифицированным и амбициозным сотрудникам;
мотивы самостоятельности, стремление стать хозяином на своем рабочем месте;
мотивы стабильности, состоят в предпочтении иметь гарантированную занятость;
мотивы развития, заключаются в приобретении нового знания и умения;
мотивы справедливости, стремление работников к справедливому вознаграждению по итогам труда;
мотивы состязательности, основанные на желании работника быть самым эффективным среди своих коллег.
Мотивы могут классифицироваться как:
биологические и социальные;
личностные и общественные;
внешние и внутренние;
кратковременные и устойчивые;
осознанные и неосознанные.
Стимул – внешнее воздействие на человека или группу людей, с целью побудить к какому-либо результату.
Виды стимулов:
Материальные стимулы:
Денежные: заработная плата; премии и надбавки; компенсации и т.д.
Неденежные (бенефиты — пакет социальных льгот): путевки в санатории; медицинская помощь и страхование; оплата обучения; предоставление служебного жилья; оплата транспортных расходов.
Нематериальные стимулы:
Социальные: возможность карьерного роста; престижность работы; общение в коллективе.
Моральные: уважение за профессионализм; почетные грамоты, дипломы и звания. в) творческие: возможность самореализации и саморазвития; креативная и интересная работа.
Социально-трудовые отношения
Социально-трудовые отношения — взаимосвязи и взаимоотношения, существующие между индивидуумами и их группами в процессах, обусловленных трудовой деятельностью.
Социально-трудовые отношения могут иметь следующие уровни:
индивидуальный — взаимосвязь между работником и работником, работником и работодателем, работодателем и работодателем;
групповой — взаимосвязь между объединениями работников (профсоюзы) и объединениями работодателей;
смешанный — взаимосвязь между работником и государством, работодателем и государством.
Предметом социально-трудовых отношений могут выступать определенные стороны трудовой жизни человека, содержание которых зависит от целей и задач, решаемых человеком на каждом из его жизненных циклов. В жизни человека принято выделять несколько циклов: период от рождения до окончания школьного образования, период поступления на работу и обзаведения семьей, период трудовой жизни, период старости.
Субъектами социально-трудовых отношений являются индивиды или социальные группы. Для современной экономики наиболее важными субъектами рассматриваемых отношений являются: наемные работники, профсоюз, работодатель, союз работодателей, государство.
Государство как субъект социально-трудовых отношений в условиях рыночной экономики выступает в следующих основных ролях: законодатель, защитник прав граждан и организаций, работодатель, посредник и арбитр при трудовых спорах.
Типы социально-трудовых отношений:
Патернализм, характеризуется жесткой регламентацией способов поведения субъектов социально-трудовых отношений, условий и порядка их взаимодействия со стороны государства или руководства организацией.
Социальное партнерство, характеризуется защитой интересов субъектов социально-трудовых отношений и их самореализация в политике согласования взаимных приоритетов по социально-трудовым вопросам для обеспечения конструктивного взаимодействия.
Конкуренция, представляет собой соперничество субъектов социально-трудовых отношений за возможность и лучшие условия реализации собственных интересов в социально-трудовой сфере (одной из форм реализации конкуренции является соревнование).
Солидарность, определяется взаимной ответственностью людей, основанной на единодушии и общности их интересов, за перемены в системе социально-трудовых отношений и достижение согласия в принятии общественно важных решений в социально-трудовой сфере.
Субсидиарность, выражает стремление человека к личной ответственности за достижение своих осознанных целей и свои действия при решении социально-трудовых проблем.
Дискриминация представляет собой произвольное, незаконное, ничем необоснованное ограничение прав субъектов социально-трудовых отношений, в результате, которого нарушаются принципы равенства возможностей на рынках труда.
Конфликт — это крайняя степень выражения противоречий интересов и целей субъектов в социально-трудовых отношениях, проявляющихся в форме трудовых споров, забастовок.
Теперь на ZNZN можно делать свои конспекты

Нам важно твое мнение
Остался ли ты доволен контентом, который опубликован на этой странице?
Спасибо, принято!
Напиши, что не так с вопросом в форме обратной связи, мы постараемся разобраться в ближайшее время.