Отношение к труду, стимулы и мотивы труда. Социально-трудовые отношения

Оглавление

#Труд #Отношение к труду #Мотив #Мотивация #Функции мотивов #Виды мотивов #Мотивы могут классифицироваться как #Стимул #Виды стимулов
Социально-трудовые отношения #Социально-трудовые отношения #Типы социально-трудовых отношений
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ

Труд — это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей.

Отношение к труду — понятие, означающее совокупность реальных мотивов трудовой деятельности личности, таких, например, как ориентация на заработок, на отношения с коллегами, на общественную значимость труда, его содержание, достижение признания или определенного социального статуса.

Мотив — осознанное внутреннее побуждение человека к какому-либо действию.

Мотивация — процесс побуждения человека к какой-либо деятельности, для достижения определенных целей.

Функции мотивов:

  • ориентирующую, направляющую поведение работника при выборе альтернативных вариантов;

  • смыслообразующую, формирующую субъективную значимость того или иного поведения работника;

  • опосредующую, показывающую степень влияния на трудовое поведение работника внутренних и внешних побудительных сил;

  • мобилизующую, проявляющуюся в том, что для реализации значимых для работника целей он мобилизует собственные силы и возможности;

  • оправдательную, отражающую отношение работника к определенной норме поведения.

Виды мотивов:

  • мотивы стадности, основанные на потребности быть причастным к делам коллектива;

  • мотивы самоутверждения, свойственные квалифицированным и амбициозным сотрудникам;

  • мотивы самостоятельности, стремление стать хозяином на своем рабочем месте;

  • мотивы стабильности, состоят в предпочтении иметь гарантированную занятость;

  • мотивы развития, заключаются в приобретении нового знания и умения;

  • мотивы справедливости, стремление работников к справедливому вознаграждению по итогам труда;

  • мотивы состязательности, основанные на желании работника быть самым эффективным среди своих коллег.

Мотивы могут классифицироваться как:

  • биологические и социальные;

  • личностные и общественные;

  • внешние и внутренние;

  • кратковременные и устойчивые;

  • осознанные и неосознанные.

Стимул – внешнее воздействие на человека или группу людей, с целью побудить к какому-либо результату.

Виды стимулов:

Материальные стимулы: 

  1. Денежные: заработная плата; премии и надбавки; компенсации и т.д. 

  2. Неденежные (бенефиты — пакет социальных льгот): путевки в санатории; медицинская помощь и страхование; оплата обучения; предоставление служебного жилья; оплата транспортных расходов.

Нематериальные стимулы:

  1. Социальные: возможность карьерного роста; престижность работы; общение в коллективе. 

  2. Моральные: уважение за профессионализм; почетные грамоты, дипломы и звания. в) творческие: возможность самореализации и саморазвития; креативная и интересная работа.

Социально-трудовые отношения

Социально-трудовые отношения — взаимосвязи и взаимоотношения, существующие между индивидуумами и их группами в процессах, обусловленных трудовой деятельностью.

Социально-трудовые отношения могут иметь следующие уровни:

  • индивидуальный — взаимосвязь между работником и работником, работником и работодателем, работодателем и работодателем;

  • групповой — взаимосвязь между объединениями работников (профсоюзы) и объединениями работодателей;

  • смешанный — взаимосвязь между работником и государством, работодателем и государством.

Предметом социально-трудовых отношений могут выступать определенные стороны трудовой жизни человека, содержание которых зависит от целей и задач, решаемых человеком на каждом из его жизненных циклов. В жизни человека принято выделять несколько циклов: период от рождения до окончания школьного образования, период поступления на работу и обзаведения семьей, период трудовой жизни, период старости.

Субъектами социально-трудовых отношений являются индивиды или социальные группы. Для современной экономики наиболее важными субъектами рассматриваемых отношений являются: наемные работники, профсоюз, работодатель, союз работодателей, государство.

Государство как субъект социально-трудовых отношений в условиях рыночной экономики выступает в следующих основных ролях: законодатель, защитник прав граждан и организаций, работодатель, посредник и арбитр при трудовых спорах.

Типы социально-трудовых отношений:

  1. Патернализм, характеризуется жесткой регламентацией способов поведения субъектов социально-трудовых отношений, условий и порядка их взаимодействия со стороны государства или руководства организацией.

  2. Социальное партнерство, характеризуется защитой интересов субъектов социально-трудовых отношений и их самореализация в политике согласования взаимных приоритетов по социально-трудовым вопросам для обеспечения конструктивного взаимодействия.

  3. Конкуренция, представляет собой соперничество субъектов социально-трудовых отношений за возможность и лучшие условия реализации собственных интересов в социально-трудовой сфере (одной из форм реализации конкуренции является соревнование).

  4. Солидарность, определяется взаимной ответственностью людей, основанной на единодушии и общности их интересов, за перемены в системе социально-трудовых отношений и достижение согласия в принятии общественно важных решений в социально-трудовой сфере.

  5. Субсидиарность, выражает стремление человека к личной ответственности за достижение своих осознанных целей и свои действия при решении социально-трудовых проблем.

  6. Дискриминация представляет собой произвольное, незаконное, ничем необоснованное ограничение прав субъектов социально-трудовых отношений, в результате, которого нарушаются принципы равенства возможностей на рынках труда.

  7. Конфликт — это крайняя степень выражения противоречий интересов и целей субъектов в социально-трудовых отношениях, проявляющихся в форме трудовых споров, забастовок.