... > Социология > Показатели эффективности социальной...

Показатели эффективности социальной работы

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Критерии эффективности социальной работы социальные нормативы и стандарты Результативность социальной работы различные виды результативности
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

В связи с тем, что социальная работа направлена на удовлетворение социальных потребностей человека, правомерно признать главным критерием эффективности социальной работы, как и определяющим критерием гуманности общества, полноту удовлетворения интересов отдельного человека или различных сообществ людей во всех сферах жизни. Следует отметить, что социальные интересы проявляются в разных сферах общественной жизни: в экономике, политике, культуре, быту, праве и т.д. Кроме того, они могут быть индивидуальными, коллективными, групповыми, национальными или характеризовать все общество в целом. Исходя из этих особенностей, следует подходить к определению критериев социальной работы.

Критерии эффективности социальной работы многообразны:

  • количественные и качественные (уровень и качество жизни, размер пенсий, пособий и др.);

  • нормы-цели, нормы-условия, нормы-пределы (прожиточный минимум, пределы экономических нормативов и др.).

В качестве обобщенного критерия оценки эффективности социальной деятельности выступают социальные нормативы и стандарты, в сравнении с которыми оцениваются результаты достижения цели. При отсутствии стандартов невозможно установить, выполняется ли работа персоналом достаточно эффективно. Если нет стандарта, то любое изменение деятельности будет необъяснимым. Отсутствие стандарта затрудняет анализ всех данных, полученных при исследовании деятельности организации.

Результативность социальной работы можно рассматривать как с точки зрения фактически достигнутых результатов, так и как соотношение между достигнутыми результатами и затратами, связанными с обеспечением этих результатов.

В работах отечественных исследователей эффективность социальной работы рассматривается как максимально возможное в данных условиях удовлетворение социальных потребностей клиентов при оптимальных затратах. От результативности социальной работы зависит социальное благополучие населения.

Выделяются различные виды результативности:

  1. Экономическая эффективность подразумевает сопоставление результатов и затрат в их денежном выражении. Применительно к социальной работе её измерение актуально в связи с увеличением финансирования социальной сферы и необходимостью изучения её финансовых потоков.

  2. Организационная эффективность включает в себя оценку управления персоналом, управления финансами и материальными ресурсами, внешними связями, информацией в организации, рабочим процессом.

  3. Социальная результативность имеет не только количественную, но и основную качественную составляющую, характеризующую степень приближения полученного результата к заданной цели социального развития. В отличие от расчётной экономической эффективности в социальной результативности важно субъективное измерение, — оценка достигнутых результатов через определение степени удовлетворения социальных потребностей и изменения жизненной ситуации клиентов. Оценивается конкретное социальное благо, адресованное определенному социальному субъекту (личности, социальной группе). Например, результатами работы с отдельным клиентом могут быть усиление степени его самостоятельности; активизация его внутренних ресурсов; адаптация в социуме; различные формы реабилитации и коррекции поведения; удовлетворение базовых социальных потребностей.