Понятие и типология личности. Социализация личности

Оглавление

#Личность #Индивид #Индивидуальность #Социальный тип личности #Модальная личность #Социализация #два основных типа социализации
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
МИНИМУМ

Личность — это человек, обладающий определенным набором психологических свойств, на которых основываются его поступки, имеющие значение для общества. Человек, самостоятельно выстраивающий и контролирующий свою жизнь и несущий за неё полную ответственность.

Индивид — это отдельный человек, рассматриваемый как уникальная совокупность его врождённых и приобретённых качеств.

Индивидуальность — это набор уникальных черт и особенностей, которые отличают одного индивида от всех остальных; своеобразие личности и психики человека.

Социальный тип личности — это способ осуществления человеком различных видов деятельности, определенная совокупность свойств личности, выражающая принадлежность индивида к социальной группе.

Э. Шпрангер создал классификационную систему личности, разработал шесть «идеальных типов» личности на основе их мотивационной направленности.

  1. теоретический тип – ориентированность на получение новых знаний;

  2. экономический тип – прагматическая ориентация;

  3. социальный – общение, направленность на социальное окружение;

  4. эстетический – склонность к впечатлениям, переживаниям и самовыражению;

  5. политический – стремление к господству и распределению социальных ролей, а также склонность к подчинению;

  6. религиозный – ориентация на поиск высшего смысла жизни.

При этом Э. Шпрангер указывает, что все эти типы не встречаются в чистом виде, а кроме того, существует множество вариаций проявления одного и того же типа.

Базисная личность. Это тип личности, который в наибольшей степени отражает необходимость какой-либо культуры (например, «стопроцентный американец», «советский человек»). Именно на такого рода идеальный тип личности ориентируется общество в процессе социализации, воспитания молодого поколения, в том числе в своем представлении о том, каким должен быть в силовых структурах военнослужащий, полицейский, спасатель.

Модальная личность — наиболее часто встречающийся тип личности, обладающий некоторыми особенностями, присущими культуре общества в целом.

Базисная и модальная личности никогда не совпадают, хотя имеют тенденцию к сближению. При этом первый тип является более статичным, а второй — более динамичным, изменяющимся с изменением условий жизнедеятельности.

Рисмэн предложил деление всех типов личности, исходя из их ориентации, на внутреннюю, внешнюю и «по-иному ориентированную».

Внутренне ориентированная личность обладает способностью сохранять баланс между потребностями для достижения своих жизненных интересов и окружающей средой.

Внешне ориентированная личность лишена такой возможности.

По-иному ориентированная — реагирует на изменения в окружающем обществе

Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

В процессе социализации человек приобретает качества, необходимые для выполнения им социальных ролей.

В социологической науке принято выделять два основных типа социализации:

  • первичная – усвоение норм и ценностей ребенком; Агенты первичной социализации – родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. 

  • вторичная – усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком. Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, сотрудники средств массовой информации.

Процесс социализации состоит из нескольких этапов и стадий:

  • Стадия адаптации (рождение – подростковый период). На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание.

  • Стадия идентификации (усвоение индивидом норм, ценностей и качеств той социальной группы, к которой он принадлежит либо желал бы принадлежать).

  • Стадия интеграции.

  • Трудовая стадия. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта, воздействие на среду.

  • Послетрудовая стадия (пожилой возраст). Передача соц.опыта новым поколениям.

Пять факторов, оказывающих влияние на процесс социализации:

  1. биологическая наследственность;

  2. физическое окружение;

  3. культура;

  4. групповой опыт;

  5. индивидуальный опыт.