Понятие и типология личности. Социализация личности
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Личность — это человек, обладающий определенным набором психологических свойств, на которых основываются его поступки, имеющие значение для общества. Человек, самостоятельно выстраивающий и контролирующий свою жизнь и несущий за неё полную ответственность.
Индивид — это отдельный человек, рассматриваемый как уникальная совокупность его врождённых и приобретённых качеств.
Индивидуальность — это набор уникальных черт и особенностей, которые отличают одного индивида от всех остальных; своеобразие личности и психики человека.
Социальный тип личности — это способ осуществления человеком различных видов деятельности, определенная совокупность свойств личности, выражающая принадлежность индивида к социальной группе.
Э. Шпрангер создал классификационную систему личности, разработал шесть «идеальных типов» личности на основе их мотивационной направленности.
теоретический тип – ориентированность на получение новых знаний;
экономический тип – прагматическая ориентация;
социальный – общение, направленность на социальное окружение;
эстетический – склонность к впечатлениям, переживаниям и самовыражению;
политический – стремление к господству и распределению социальных ролей, а также склонность к подчинению;
религиозный – ориентация на поиск высшего смысла жизни.
При этом Э. Шпрангер указывает, что все эти типы не встречаются в чистом виде, а кроме того, существует множество вариаций проявления одного и того же типа.
Базисная личность. Это тип личности, который в наибольшей степени отражает необходимость какой-либо культуры (например, «стопроцентный американец», «советский человек»). Именно на такого рода идеальный тип личности ориентируется общество в процессе социализации, воспитания молодого поколения, в том числе в своем представлении о том, каким должен быть в силовых структурах военнослужащий, полицейский, спасатель.
Модальная личность — наиболее часто встречающийся тип личности, обладающий некоторыми особенностями, присущими культуре общества в целом.
Базисная и модальная личности никогда не совпадают, хотя имеют тенденцию к сближению. При этом первый тип является более статичным, а второй — более динамичным, изменяющимся с изменением условий жизнедеятельности.
Рисмэн предложил деление всех типов личности, исходя из их ориентации, на внутреннюю, внешнюю и «по-иному ориентированную».
Внутренне ориентированная личность обладает способностью сохранять баланс между потребностями для достижения своих жизненных интересов и окружающей средой.
Внешне ориентированная личность лишена такой возможности.
По-иному ориентированная — реагирует на изменения в окружающем обществе
Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.
В процессе социализации человек приобретает качества, необходимые для выполнения им социальных ролей.
В социологической науке принято выделять два основных типа социализации:
первичная – усвоение норм и ценностей ребенком; Агенты первичной социализации – родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок.
вторичная – усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком. Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, сотрудники средств массовой информации.
Процесс социализации состоит из нескольких этапов и стадий:
Стадия адаптации (рождение – подростковый период). На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание.
Стадия идентификации (усвоение индивидом норм, ценностей и качеств той социальной группы, к которой он принадлежит либо желал бы принадлежать).
Стадия интеграции.
Трудовая стадия. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта, воздействие на среду.
Послетрудовая стадия (пожилой возраст). Передача соц.опыта новым поколениям.
Пять факторов, оказывающих влияние на процесс социализации:
биологическая наследственность;
физическое окружение;
культура;
групповой опыт;
индивидуальный опыт.