Понятие культуры. Основные элементы, функции. Культурные взаимодействия
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Культура – совокупность духовных и материальных ценностей, созданная людьми и для людей в процессе физической и интеллектуальной деятельности, удовлетворяя различные потребности и передаваемая из поколения в поколение.
Понятие культуры исторически изменялось, развивалось и дополнялось. Зарождаясь как описание процессов преобразования природы человеком, затем как воспитания и образования, термин «культура» начинает широко использоваться к концу 18 века как аспект жизни общества.
Как совокупность норм, предписаний, правил и идеалов культура является программой деятельности, общения, своеобразным способом организации и исторического развития (система норм и установок, совокупность отношений к природе, между собой и др.).
Культура создается только людьми и для людей, культуре можно обучать, ее можно прививать. Не передаваясь генетически, каждое новое поколение воспроизводит культуру, сохраняет, дополняет или изменяет ее и передает следующему поколению. Так возникает процесс социализации – через усвоение норм, систем ценностей, верований, прав человека и идеалов формируется личность и регулируется его поведение.
Каждое общество обладает собственной культурой или социокультурной средой, чаще всего они совпадают или имеют точки пересечения с культурами других обществ.
Культуру в социологии традиционно рассматривают как специфический образа жизни группы людей и общества, где основополагающими элементами считают язык, нормы, ценности, символы, убеждения, знания и т.д., в виду того что она связана с творчеством человека его повседневной практикой, коммуникацией и отражением.
Традиционно социокультурное пространство общества делят на два типа культуры с соответствующими элементами:
материальную (элементами выступают объекты, созданные творческим порывом человека – книга, храм, дом, техника, одежда и пр.);
духовную (нематериальные элементы – мифология, идеи и взгляды, теории, обычаи, нормы, символы и пр.).
В ходе усложнения социодинамики культуры и общества принято выделять доминирующую культуру, народную, национальную, субкультуру, контркультуру, массовую и элитарную и т.д.,
Основными функциями культуры принято считать:
познавательную (изучение, вооружение знаниями, анализ достижений, сравнение с др.);
игровую (командные игры, игра в театре или кино, проигрывание своей соц. роли и пр.);
аксиологическую (ценности и идеалы);
стимулирующую (творческая деятельность);
регулирующую (создание ориентиров человеческих действий, система санкций);
гармонизирующую (релаксация);
трансляционную (передача соц. опыта, достижений);
социализирующую (формирование личности);
гедонистическую (наслаждение произведениями, искусством, удовольствия);
коммуникативная (накопление, переосмысление и трансляция социального опыта).
Культурные взаимодействия обнаруживаются в конкретных исторических процессах, в запросах и удовлетворении потребностей людей, в закреплении и передаче ценностей, форм жизнедеятельности, в творческих актах и процессах социализации.