Понятия и виды субкультур, понятие контркультуры. Социальные функции культуры
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Культура – совокупность духовных и материальных ценностей (обычай, верования, идеи, символы, нормы, искусство, техника и пр.), созданная людьми и для людей в процессе физической и интеллектуальной деятельности, удовлетворяя различные потребности и передаваемая из поколения в поколение.
В последнее время в культурологической и социологической теориях чаще выделяют деление культуры на субкультуру и контркультуру.
Субкультура или подкультура (культура в культуре) в социологии описывается как система стилей жизни, смыслов, взглядов, идеалов, стереотипов поведения, создаваемых группой занимающей подчиненную социально-структурную позицию в общественной иерархии. Может выглядеть как реакция на доминирующую культуру.
Например, таковыми предстают субкультуры хиппи, молодежи, малых народов или религиозных групп-кришнаитов, иудеев и т.д. В отличие от доминирующей располагает собственной системой ценностей, языковыми средствами, элементами одежды и др.
В том случае, когда субкультура активизирует и реализует нормы и ценности противоположные доминирующей культуре, можно говорить о контркультуре. Ей также свойственны свои элементы и стереотипы, механизмы воплощения, нормы, но принципиальное отличие – это враждебное, негативное отношение к доминирующей культуре, противоположное и конфликтное состояние.
Контркультура отвергает многие из поведенческих стандартов и правил, принятых в обществе. Например, группами, принадлежащими к контркультуре, выступают преступные сообщества и группы, сатанинские культы, религиозные экстремисты.
Любое общество обладает собственной культурой или социокультурной средой, чаще всего они имеют точки пересечения с культурами других обществ.
С социологической точки зрения культура представляется как совокупность духовных и материальных объектов, предметов, идей и ценностей (обычай, верования, символы, нормы, искусство, техника и пр.), созданная в результате физической и интеллектуальной деятельности, удовлетворяя различные потребности и передаваемая от одного поколения другому.
Все вышесказанное позволяет описать нижеследующие социальные функции, присущие культуре:
познавательная (изучение, вооружение знаниями, анализ достижений, сравнение с др.);
воспитательно-образовательная (воспитание через систему культуры, постижение и освоение культурных элементов, норм своей группы, народа. Воспитание культуры личности через приобщение личности к наследию культуры);
нормативная (предписание стандартов и правил, установок и способов деятельности);
игровая (командные игры, игра в театре или кино, восприятие себя через других, проигрывание своей соц. роли и пр.);
аксиологическая (ценности и идеалы);
стимулирующуая (творческая активность и деятельность);
регулирующая (создание ориентиров человеческих действий, система санкций);
гармонизирующая (релаксация);
трансляционная (передача соц. опыта, достижений, способ сохранения и воспроизводства);
социализирующая (формирование личности, освоение и приобретение соц. качеств, самореализация);
коммуникативная (накопление, переосмысление, ретрансляция соц. опыта);
интегративная (объединение индивидов одной группы, сопричастность личности к одному этносу, религии, общности, классу. Пытаясь сплотить, объединить людей, культура обеспечивает целостность и устойчивость целой нации, группы и т.д.).