... > Социология > Предыстория и социально-философские...

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Первоначальные социальные мотивы Платон У Аристотеля Мыслители средневековья Никколо Макиавелли Томаса Гоббса Шарль Л. Монтескье Клод Анори де Сен-Симон «Социология»
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Социология с исторической точки зрения прошла несколько периодов становления. Первоначальные социальные мотивы прослеживаются в творчестве Платона, Аристотеля.

Платон считал, что общество возможно разделить на три сословия, которые схожи с идеями о теле (например, работники, крестьяне), о душе (стража, воины) и об уме (правители, философы). Только такое государство, где сочетаются все три элемента, функционирует идеально.

У Аристотеля мы находим единство 4-х основных элементов: человек, семья, селение и государство. Основная цель государства – достижение всеобщего блага и социальной справедливости и если бедные массы не отстранять от участия в управлении, а сузить личные интересы богатых классов, то легко погасить любые конфликты и достичь гармонии. Таким образом, в идеях античности появляются взгляды естественного происхождения государства, уделяется внимание роли человека в общественных группах.

Мыслители средневековья пытались обосновать новые идеалы новой, христианской культуры, природы человека и его места в обществе (Ф. Аквинский, А. Августина). На систему общественных отношений оказывает влияние Абсолют и сверхъестественный порядок.

Заметное развитие представления об обществе разработал историк и мыслитель, Никколо Макиавелли (1469–1527). Впервые пытался анализировать политику как специфическую область деятельности, которая стремиться существовать в поле «естественных причин» и нужных, полезных правил. Интересы государства ставились выше интересов человека или группы.

Натуралистические концепции общества представлены, в том числе, и работами английского философа Томаса Гоббса (1588–1679). Сутью его теории общественного договора стала идея о том, что люди, осознав небезопасность своего свободного существования, вынуждены признать ограничения своих прав и подчиниться власти. Его идеи легли в основу буржуазного права.

Известных мыслителей французской школы Ш. Монтескье и А. Сен-Симон относят к непосредственным предшественникам социологии.

Философ-просветитель Шарль Л. Монтескье традиционно трактуется как основоположник географического направления в социологии, он установил созависимость форм правления от природно-климатических и географических параметров.

Известный социалист-утопист Клод Анори де Сен-Симон думал, что люди должны иметь общество, наиболее выгодное для большинства и способное улучшить ситуацию с бедными слоями. История прошла путь от низших общественных форм к высшим: теологическую, метафизическую и позитивную (это идеальный будущий общественный строй, когда главенствовать будет единый закон. Общество трактуется как общественный идеал, воплощенный в промышленной системе, которое следует исследовать с помощью методов, аналогичных доскональным методам точных наук. Идеи Сен-Симона переработал и развил его ученик – О. Конт, которого традиционно считают отцом социологии.

Не только социально-философские, но и другие предпосылки стали первопричиной появления самостоятельной научной дисциплины «Социология» — это и совершенствование общественных наук, уточнение их предметной области, открытия в сфере естественнонаучного знания, недостаточная практика применения прежних концепций общественного устройства, назревание социальных конфликтов, промышленное развитие отдельных государств и становление гражданского общества.