... > Социология > Предприниматели как социальный...

Предприниматели как социальный слой

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Предпринимательство самозанятые бизнесмены-менеджеры полупредприниматели Бизнес-слой делится на три ступени
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Начиная с конца 80-х годов сначала в СССР, затем и в России происходило бурный развитие предпринимательства.

Предпринимательство — это такой тип деятельности, который имеет следующие признаки:

  1. основной мотив этой деятельности;

  2. получение прибыли;

  3. свобода и автономность принятия решений предпринимателем;

  4. самостоятельность, выражающаяся в личном риске и ответственности предпринимателя.

Предприниматели входят в особый слой общества — бизнес-слой. Формирование этого общества происходит вместе с развитием предпринимательства.

Бизнес-слой — общее понятие, объединяющее всех россиян, в той или иной степени занятых в бизнесе, начиная с классических предпринимателей и кончая наемными работниками, в свободное время тоже пытающиеся «делать деньги».

Этот слой охватывает всю совокупность субъектов производительной, коммерческой и финансовой деятельности. Этот слой далеко не однороден по составу.

В нем можно выделить несколько основных бизнес-групп:

  1. предприниматели частные собственники преимущественно мелких предприятий и фирм, лично управляющие последними;

  2. самозанятые — лица, занятые мельчайшим предпринимательством на базе индивидуальной трудовой деятельности с помощью собственных средств производства;

  3. бизнесмены-менеджеры — наемные директора мелких и средних предприятий;

  4. полупредприниматели — наемные работники, в основном акционированного и частного секторов экономики, не выполняющие управленческих функций и совмещающие основную работу с теми или иными видами предпринимательства;

  5. менеджеры-совладельцы — хозяйственные руководители мелких и средних акционированных предприятий;

  6. «классические» менеджеры хозяйственные руководители, управляющие государственными или частными предприятиями на основе найма.

Небольшое число предпринимателей в общей структуре бизнес-слоя (11%) объясняется тем, что для многих представителей бизнес-слоя сохранение должности (рабочего места) играет защитно-вспомогательную роль — одним она служит социальным прикрытием, другим — способом накопления трудового стажа, третьим — страховкой на случай банкротства, четвертым — источником дефицитных ресурсов, деловых связей и льгот.

Бизнес-слой делится на три ступени:

  1. предприниматели, бизнесмены-менеджеры и самозанятые. Доходы предпринимателей превышают средний уровень доходов основных бизнесменов почти в 2 раза, а "работников вне бизнеса" - почти в 5 раз;

  2. полупредприниматели и менеджеры-совладельцы. Доходы этой группы в 2 раза ниже доходов 1-й группы и в 2 раза выше заработков «работников вне бизнеса»;

  3. «классические» менеджеры. Их заработок всего на 40 % выше зарплаты работников исполнительного труда, что вряд ли компенсирует разницу в уровнях образования, квалификации и ответственности труда тех и других.

Из этого можно сделать , что никакой вид труда по найму, включая самый квалифицированный и управленческий, не обеспечивает доходов, сравнимых с простейшим предпринимательством.

Проанализируем важнейшую часть бизнес-слоя России — предпринимателей.

Если рассмотреть их возрастные рамки, то можно выделить следующие закономерности:

  • крупные предприниматели: 40% из них стали предпринимателями в возрасте 31 до 40 лет, 18% — от 41 до 45;

  • мелкие и средние предприниматели: около 30% из них стали предпринимателями не старше 30 лет, 30-40% — от 30 до 40 лет и около 30% — старше 40 лет.

В мире бизнес всегда был преимущественно мужским занятием. В России доля мужчин — предпринимателей достигает 83 %. Самой же характерной чертой, отличающей российский предпринимателей — это их уровень образования. По данным различных опросов доля лиц с высшим образованием среди предпринимателей превышает 80%. Среди крупных предпринимателей доля лиц с кандидатской степенью почти 38%, имеющих второе высшее — 6,5%. опросов. Если сопоставить эти данные с уровнем образования предпринимателей в других странах, то оказывается, что российский предприниматель — самый интеллектуальный предприниматель в мире.