Применение метода контент-анализа в изучении социальной работы. Методика и методология проведения
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Контент-анализ представляет собой перевод в количественные показатели массовой информации (текстовой, аудиовизуальной цифровой) с последующей статистической ее обработкой.
Его идея очень проста и повторяет ту, что лежит в основе любого другого количественного метода в социологии, будь то анкетирование или наблюдение. Надо сосчитать наиболее часто повторяющиеся слова или темы, например в газетном материале, и определить, что за этим кроется. Особенность заключается именно в применении статистических процедур для анализа однотипных текстов.
Этапы контент-анализа:
Определение совокупности изучаемых источников или сообщений с помощью набора заданных критериев.
Формирование выборочной совокупности сообщений. В некоторых случаях можно изучать всю определённую на первом этапе совокупность источников, поскольку подлежащие анализу случаи (сообщения) часто ограничены по числу и хорошо доступны. Однако иногда контент-анализ должен опираться на ограниченную выборку, взятую из большего массива информации.
Выявление смысловых единиц контент-анализа, которыми могут быть:
понятия, выраженные в отдельных терминах;
темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т. п.;
имена, фамилии людей;
события, факты и т. п.;
смысл апелляций к потенциальному адресату.
Выделение единиц счета, которые могут совпадать либо не совпадать с единицами анализа.
В 1-м случае процедура сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во 2-м — исследователь на основе анализируемого материала и здравого смысла сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть:
физическая протяженность текстов;
площадь текста, заполненная смысловыми единицами;
число строк (абзацев, знаков, колонок текста);
длительность трансляции по радио или ТВ;
метраж пленки при аудио- и видеозаписях,
количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и пр.
Непосредственно процедура подсчёта. Она в общем виде сходна со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление специальных таблиц, применение компьютерных программ, специальных формул, статистических расчётов.
Интерпретация полученных результатов в соответствии с целями и задачами конкретного исследования. Обычно на этом этапе выявляются и оцениваются такие характеристики текстового материала, которые позволяют делать заключения о том, что хотел подчеркнуть или скрыть его автор. Возможно выявление процента распространенности в обществе субъективных смыслов объекта или явления.
Контент-анализ документов используется также при обработке открытых вопросов, данных фокус-групп или неструктурированных интервью.