... > Социология > Принципы и методы...

Принципы и методы социальной работы

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Принципы и методы социальной работы принципов социальной работы Система методов социальной работы По характеру воздействия Организационно-распорядительные
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Принципы и методы социальной работы как социального института можно обозначить как сложившиеся правовые и моральные обычаи, традиции, нормы взаимоотношений между объектами и субъектами социальной работы, получившими отражение (законодательное и практическое) в управлении этим институтом общества.

К числу принципов социальной работы относят:

  1. гуманизм;

  2. альтруизма;

  3. эмпатия (сочувствие);

  4. доверие;

  5. дифференцированный подход;

  6. посредничество;

  7. соблюдение конфиденциальности в работе;

  8. адресность.

Система методов социальной работы сложна и многообразна. Существуют разные классификации методов социальной работы. По объекту воздействия методы можно подразделить на субъектные (индивидуальная, групповая и т.п. работа), деятельностные (направленные на улучшение деятельности структур социальной работы, совершенствование социальной работы как вида деятельности, оптимизирующие деятельность социального работника и т.д.), средовые (методы оздоровления среды обитания человека).

По характеру воздействия методы могут быть разделены на:

  1. мягкие;

  2. корректирующие;

  3. реабилитационные;

  4. принципиальные и т.п.

В отечественной практике получила распространение классификация методов социальной работы, даваемая по такому основанию, как содержательные аспекты социальной работы.

Анализ практической деятельности социальных служб позволяет вести речь о трех основных группах методов социальной работы:

  1. социально-экономических;

  2. организационно-распорядительных;

  3. психолого-педагогических.

Среди первых активно представлены натуральная и денежная помощь, установление льгот, единовременных пособий, патронаж, бытовое обслуживание.

Организационно-распорядительные — это, прежде всего, регламентирование (приказы, должностные инструкции и т.п.), нормирование, инструктирование.

Отличие психолого-педагогических методов — в косвенном воздействии на клиента, через механизм социально-психологической и педагогической регуляции его поведения. Среди методов этой группы наиболее часто используются социальное консультирование, социальная диагностика, интервью и др.