Проблема параметрической и непараметрической социометрии. Характеристика социометрических критериев
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Критерии: По степени значимости вопросов критерии могут быть «слабыми» и «сильными». Например, для учеников сильный критерий — сидеть за партой и слабый — пойти в кино.
По форме предъявления критерии могут быть «положительными» и «отрицательными». Например, положительный критерий — «С кем бы ты хотел играть в совместную игру (можно указать конкретно какую)?». Отрицательный критерий — «С кем бы ты не стал играть в совместную игру?».
Центральной классификацией критериев является их разделение на деловые (производственные, деятельностные) и эмоциональные.
По форме «двойными» критериями. Так называются критерии, которые предполагают возможность взаимного выбора партнеров в случае их совместной жизнедеятельности (выбор соседа по комнате, спутника в командировку, противника или союзника в игре и т. п.; например «С кем Вы хотели бы жить в одной комнате?»).
«Одинарных» критериев возникает неравенство выбирающего и выбранного. Примером может служить социометрический выбор руководителя: «Кто из членов коллектива, по Вашему мнению, должен быть бригадиром?».
Итак, критерии выбраны, их количество определено, следующий важный вопрос — это проблема ограничения выборов. Респонденту необходимо указать возможное число предпочтений, которые он может сделать. Если для получения полной картины взаимоотношений между членами данного коллектива разрешается делать неограниченное число выборов, такая процедура социометрического опроса называется непараметрической. Если же исследователя интересуют типичные элементы структуры, то вводится ограничение числа выборов, то есть используется параметрический вариант. Такая процедура, безусловно, более проста для обработки данных, и начинающему социометристу мы рекомендуем использовать ограничение выборов при опросе. Более того, если мы прибегаем к непараметрической процедуре, возрастает вероятность получения случайных выборов, и возникают затруднения при сопоставлении с другими группами.